Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Добро пожаловать в Чехию!
Отдых в Хорватии

Мастер парадоксов. Это был Жан Жак Руссо


Биография Руссо
Афоризмы Руссо
Сентиментальное чудовище, или Месть гугенота
Французские писатели
Биографии писателей
Биографии философов
Раки (по знаку зодиака)
Французские философы
Французские просветители
Известные французы

Жан Жак Руссо (Jean Jacques Rousseau) Он родился триста лет назад, 28 июня 1712 года. Это был знаменитый француз, восхищавшийся и тяготившейся своей известностью. Это был основатель сентиментализма. Это был писатель, композитор и ботаник. Это был отшельник, искусный танцор и завсегдатай великосветских салонов. Это был драматург и мастер парадоксов, критик рационализма и проповедник чувств. Это был фантазер, поэт, певец, сочинитель, болтун, врун, скандалист, и бог весть, кто еще.

Это был великий странный сын своего "сентиментального века", который, по словам Лиона Фейхтвангера, и после своей смерти принадлежал народу Парижа, а затем, уже не по словам Леона Фейхвангера, стал принадлежать всему человечеству.

Далее по тексту немецкого писателя, написавшего о Руссо возвышенную книгу:

"Он не был генералом и государственный деятелем, не выигрывал сражений и не заключал великолепных договоров, он был лишь писатель, философ. Они толком даже не знали, что это такое, и едва ли один из ста читал его книги. Но несколько его слов, несколько его лозунгов, которые они слышали на всех перекрестках и которые в минуту колебаний запали им в сердца, были такими словами, что, услышав их, нельзя было не двинуться в поход и не вступить в бой. И они двинулись в поход, и они вступили в бой. И победили. Значит, книги усопшего стоили больше пушек генералов и перьев государственных деятелей. И нынче эти сотни тысяч людей чувствовали свою тесную духовную связь с усопшим, они возвысились в собственных глазах: ведь и они теперь приобщились к духовному началу".

Люди, приобщившиеся к духовному началу, были простые французы эпохи Великой французской революции. В настоящее время люди ко всем духовным началам и продолжениям приобщаться завершили, и потому им на то, кто такой был Жан Жак Руссо, зачем он был и что проповедовал, решительно начхать.

Те же, кому не начхать, знают, что этот великий француз с "позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость", был женат, имел множество любовниц, написал свою великолепную "Исповедь", резко осуждал магов, колдунов и волшебников и однажды поссорился с Вольтером, Дидро и большинством французских "энциклопедистов", видевших в нем бездну ума и прогрессивную силу таланта, но осуждавших его за резкое возвышение искреннего чувства в противовес и ущерб рациональному разуму.

Матери, Сюзанны Бернар, внучки женевского пастора, он не помнил: умерла через несколько дней после рождения в протестантской Женеве Жан-Жака. Отец, Изак Руссо, был швейцарским часовщиком и учителем танцев. Отец был человек легкомысленный, на детей внимания почти не обращал и после какой-то глупой драки покинул Женеву в 1722 году. Учился Жан-Жак, увлекавшийся древнегреческой философией, в протестантском пансионе Ламберсье, неподалеку от французской границы.

Вернувшись в Женеву, хотел стать судебным канцеляристом, затем учился ремеслу гравера, затем, поругавшись на почве собственной лени с хозяином граверной мастерской, из Женевы уехал и познакомился с симпатичной 28-летней вдовой из старинного дворянского рода Луизой-Элеонорой де Варане. На юного Жан-Жака симпатичная и очень набожная Луиза-Элеонора повлияла настолько значительно, что Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. В обители он стал католиком и свое женевское гражданство потерял.

На всем том, что дальше с ним происходило, великолепно отразились резкие противоречия его личности и поведения. Он может показаться гениальным сумасшедшим, печальным глашатаем, одетым в грубую простую одежду, но со шпагой и в шляпе с пером, рыдающим в осеннем лесу и внезапно появляющимся на великосветском балу.

Он любил свою жену и на чем свет стоит поносил ее нормальные женские недостатки. Он любит всех своих пятерых детей, но воспитывать их не желал. И очевидно, что одна из лучших характеристик Руссо, сделанная французским философом Шюке, состоит из любимых и ненавидимых Жан Жаком парадоксов.

"Робкий и наглый, несмелый и циничный, нелёгкий на подъем и трудно сдерживаемый, способный к порывам и быстро впадающий в апатию, вызывающий на борьбу свой век и льстящий ему, проклинающий свою литературную славу и вместе с тем только и думающий о том, чтобы её отстоять и увеличить, ищущий уединения и жаждущий всемирной известности, бегущий от оказываемого ему внимания и досадующий на его отсутствие, позорящий знатных и живущий в их обществе, прославляющий прелесть независимого существования и не перестающий пользоваться гостеприимством, за которое приходится платить остроумной беседой, мечтающий только о хижинах и обитающий в замках, связавшийся со служанкой и влюбляющийся только в великосветских дам, проповедующий радости семейной жизни и отрекающийся от исполнения отцовского долга, ласкающий чужих детей и отправляющий своих в воспитательный дом, горячо восхваляющий небесное чувство дружбы и ни к кому его не испытывающий, легко себя отдающий и тотчас отступающий, сначала экспансивный и сердечный, потом подозрительный и сердитый — таков Руссо".

Таков ли он для нас, людей второго десятилетия ХХI века? Кто он вообще был такой, этот Жан Жак, книги которого приговаривались к сжиганию на костре, и сам он страшился того же? Что это был за уникальный ученый, писатель, поэт, драматург, которого завистливые мужчины обвиняли в дилетантизме, а дамы восхищались стилем его произведений и днем и ночью искали встречи с ним?

Кто это был такой, считавший экономику одним из величайших зол и провозгласивший основы современной буржуазной демократии? Кто он был, этот невероятный француз и бедный швейцарский протестант, веривший в то, во что верить не имело никакого смысла, но идеи которого более чем популярны и в наше безудержно "модное время"?

Эта своего рода "парадоксальная мысль" и вся его "парадоксальная жизнь" облечены в молитву, которую не мы, а Руссо вложил в уста потомкам: "О, всемогущий Господь, избавь нас от просвещения отцов наших и приведи нас назад к простоте, невинности и бедности, единственным благам, обуславливающим наше счастье и Тебе угодным".

Мы же, вопреки этой молитве, от просвещения до конца не избавились, простотой не грешим, бедностью не очень довольны, невинностью не кичимся, но иногда бываем тихи, милы, спокойны, отзывчивы и подвержены сентиментальности:

"Пока человек не будет противиться внутреннему голосу жалости, он никому не причинит зла".

И мы, не завидуя гениям, но по случаю дня рождения одного из них, противопоставим им не себя, а всех тех, кто, "не умея красно говорить, умеет творить благо".


Владимир Вестер
Женский журнал Суперстиль • 28.06.2012

Иллюстрация с сайта: Wikimedia Foundation


Добавить комментарий к статье




Биография Руссо
Афоризмы Руссо
Сентиментальное чудовище, или Месть гугенота
Французские писатели
Биографии писателей
Биографии философов
Раки (по знаку зодиака)
Французские философы
Французские просветители
Известные французы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru