Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Рассказы о Великобритании
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Женщина из народа. Нина Сазонова


Биография Сазоновой
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые женщины по имени Нина

Нина Афанасьевна Сазонова Она была любимой народной актрисой. Ей удалось воплотить в себе образ целого поколения русских женщин и матерей, на чьи доли пришлось много испытаний — война, разруха, напряжённый труд. Публика не всегда отделяла Нину Сазонову от её экранных героинь. Впрочем, её собственная жизнь была не менее тяжёлой.

Нина Афанасьевна Сазонова — ровесница Революции. Она родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии, однако в 1920-х годах семья переехала в городок Кимры, что на Волге. "Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зелёные улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге", — вспоминала потом актриса.

Детей в семье было пятеро. Нина была самой младшей, а ещё у неё было две сестры и два брата. Жили они в коммуналке — бедно, но весело. С детства маленькая Нина очень любила петь, что и не удивительно: её отец, Афанасий Михайлович, отлично играл на гитаре, а мать — Матрёна Семёновна — на скрипке, братья же подыгрывали на баяне. По воскресеньям, после поедания традиционных маминых ватрушек и чая из самовара, семья устраивала спевки. Причём всех удивлял Нинин бас, которым она вторила маме и старшей сестре. Напевшись же, все шли гулять на Волгу. Счастливое, беззаботное детство.

Актёрское дарование девочки проявилось тоже рано — она активно принимала участие в школьных спектаклях. Ей повезло с первой учительницей, о которой Нина Афанасьевна помнила всю жизнь: "Сидим мы за партами, выводим буковки. И только начинаем уставать, отвлекаться, как слышим голос Анны Михайловны: “Давайте-ка споём”. Достанет гитару, присядет на парту и скажет: “Петь будем тихонечко”. Мы перепели с ней все русские песни и романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок. Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль".

Потом Нина и её сестра Татьяна поступили в драмкружок клуба обувной фабрики "Красная звезда". Руководитель коллектива разглядел в девочке особое дарование, и когда в 1934 году наткнулся на объявление о доборе в студию при Центральном театре Красной армии, то сразу порекомендовал своей ученице отправиться туда. Родители были против, но девушка никого не послушала. И не прогадала — её взяли. Нине было тогда всего 16 лет. Её наставником стал известный Алексей Дмитриевич Попов.

В 1939 году девушка сыграла свою первую роль — роль Маши в водевиле "Лев Гурыч Синичкин". Потом была Таня в "Бессмертном" Арбузова. Но тут началась война…

22 июня 1941 года она встретила на Белорусском вокзале, вместе с другой актрисой из своего театра. Сазонова выступала перед солдатами, отъезжавшими на фронт. По её собственным воспоминаниям, ощущение в тот день она испытала незабываемые — она как бы чувствовала, что ей дана возможность выразить общую боль и надежду. Сначала они исполнили песню "Шёл со службы пограничник, на груди звезда горит…". Потом бойцы попросили спеть "Степь да степь кругом". У многих на глазах стояли слёзы. И тогда Сазонова запела… частушки!

Впоследствии, за время войны, она дала около трёх тысяч фронтовых концертов. Летом 1942 года она попала в страшный переплёт — под Харьковом концертная бригада оказалась в окружении. 25-летняя Нина и ещё один полковник спрятались в стог сена, однако немцы прощупывали стога вилами. На них-то и вытащили полковника на глазах остолбеневшей от ужаса актрисы. Её, к счастью, не заметили, и утром следующего дня Нина выбралась из стога. Одна старушка дала ей в руки прут: "Скажешь, мол, корова потерялась" и снабдила гражданской одеждой — старыми юбкой и пиджаком. Встреченные немцы актрису не тронули.

В полубессознательном от потрясения состоянии она перешла через линию фронта и очутилась аккурат в руках смершевцев, тут же подвергших Нину жёсткому допросу. Организм не вынес всего этого — ей даже поставили диагноз "шизофрения". Отошла она не сразу.

После войны Нина Афанасьевна родила сына Михаила. Его отцом стал директор художественной галереи Александр Борисов, с которым она познакомилась на фронте. Однако вместе они прожили недолго.

Она продолжала активно играть на сцене. Одной из первых послевоенных ролей актрисы стала Наталья Тузикова в спектакле "Барабанщица". Яркая, озорная, такая, как сама Нина. Вообще, ей часто приходилось играть властных, сильных и ярких женщин, чем-то похожих на неё саму — генеральшу Епанчину в "Идиоте", Вассу Железнову, Раису Гурмыжскую в "Лесе".

Вскоре в её жизни началась и эпоха кино — она сыграла Екатерину Тимофеевну в фильме "Женщины" и мать в "Нашем доме", тётю Пашу в "День за днём". Дальше были "Повесть пламенных лет" и "Простая история", "Первый троллейбус" и "Тётка с фиалками", "Живёт такой парень" и "Свет далёкой звезды", "Рано утром" и "Не самый удачный день", "Бабье царство" и "Длинный день Кольки Павлюкова", "Зигзаг удачи" и "Новенькая". К 1970-м годам она достигла огромной популярности и всенародной любви — в эти годы Сазонова играла в "Конце Любавиных", "Сибирячке", "Моей улице", "Юркиных рассветах".

Героиней Сазоновой всегда была настоящая русская женщина — с сильным характером и особенной жизнестойкостью. Зрители чувствовали в ней что-то близкое, родное. Она всегда оставалась женщиной, как говорится, "из самого народа". Не зря после выхода фильма "Живёт такой парень", режиссёру Шукшину пришло письмо: "Кто играет эту Анисью? Если наша деревенская баба, как Вы научили её так играть?!".

На творческих вечерах зрители всегда просили её спеть, и она исполняла знаменитые песни, которые исполняла в фильмах: "Сестричка" и "Стою на полустаночке", "Ромашки спрятались" и "Вальсок". Женщины воодушевлённо плакали.

Да что там зрители — даже рабочие сцены и помощники режиссёра в театре любили подловить её в антракте с просьбой спеть. И Нина Афанасьевна никогда не отказывалась. Она всегда охотно уделяла внимание и просто подходящим к ней на улице людям — за те недолгие 10 минут, что она проходила от своего подъезда на Селезнёвской улице до родного театра, её успевал остановить не один прохожий.

Не зря, когда в театре отмечали 70-летний юбилей актрисы, её коллега Ангелина Степанова вышла на сцену со словами: "Нина Афанасьевна, если бы ты знала, как я тебе завидую. И знаешь почему? Вот меня все называют Ангелина Иосифовна, а тебя просто — тётя Клава, тётя Паша. Ты не просто народная актриса, а всенародная. И любовь к тебе тоже всенародная".

С большим вниманием она всегда относилась и к проблемам коллег по театру: кому-то помогла пробить квартиру, кому-то попасть в больницу, кому-то установить телефон. Она совершенно не щадила себя и вместе с театром дважды ездила в Афганистан, посещала с выступлениями и Чернобыльскую зону.

Нине Сазоновой удивительно часто приходилось играть роли матерей. Причём, в первый раз такое предложение, поступившее от Александра Довженко, снимавшего "Поэму о море", её смутило — актриса не чувствовала в себе сил и возможностей сыграть Степаниду, потерявшую на войне сына. Однако тогда она услышала слова Довженко: "У вас глаза матери. Они скажут зрителю всё!". С тех пор амплуа матери прочно закрепилось за Сазоновой. Однажды она даже получила от зрителя письмо: "Дорогая мама! Простите, что я, чужой человек, называю Вас этим светлым именем. Увидел Ваши глаза, услыхал Ваш голос и будто вернулся в детство!"…

А свои выступления Сазонова неизменно завершала песней "Пишите письма матерям". Позже армейские политруки говорили: "Мы годами не можем уговорить ребят черкнуть пару строк родителям, а после выступления Нины Сазоновой все почтовые ящики забиты письмами"...

Но, пожалуй, наиболее известная её "материнская" роль — Екатерина Тимофеевна в "Женщинах"… Той самой Екатерины Тимофеевны, которая тщательно отговаривала единственного, любимого и сильно опекаемого сына жениться на девушке с ребёнком, да ещё не подходящей ему по "социальному статусу".

Её отношение к собственному сыну был чем-то схоже с отношением её героини, а в их жизни даже имели место параллели с фильмом, вот только в реальности всё было куда более трагично, чем в кинематографе. Сын стал единственным в жизни Сазоновой — никаких других мужчин в доме больше никогда не наблюдалось. Однажды она сказала, что мужья приходят и уходят, а дети всегда остаются с матерями. Эту фразу актриса воспринимала буквально.

Её любовь была всепоглощающа и слепа…Михаил всю жизнь находился под гиперопекой. Но была в этой любви огромная доля эгоизма. Сазонова совершенно не хотела, чтобы домой приходили какие-то девушки. Как назло, влюбился и женился Михаил очень рано — в 16 лет. Когда он привёл будущую жену в дом, актриса даже не открыла дверь. Но Михаил настоял на своём и даже бросил учёбу, чтобы содержать семью. Нина Афанасьева всячески вмешивалась в жизнь молодожёнов, и даже рождение внука Евгения не растопило её сердце. В итоге семья распалась. И счастья это не принесло никому.

Впоследствии Михаил увлёкся шулерством — к этому его привлёк бывший одноклассник Отари Квантришвили. Нине Афанасьевне не раз приходилось оплачивать карточные долги сына. К работе Михаил был не слишком-то склонен. Кроме того, стал попивать.

В какой-то момент в его жизни появилась женщина, которой удалось на время помочь Михаилу справиться с пагубными пристрастиями. Но у неё, как и в фильме "Женщины", было "отягчающее" обстоятельство — ребёнок. Узнав это, Нина Афанасьевна заявила: "Ноги её в моем доме не будет. Чужой ребёнок мне не нужен". Её совершенно не волновали рассказы сына о замечательных качествах его возлюбленной и о его горячей любви к ней и её ребёнку. Почему-то в этот раз Михаил смирился. Но привело это к гораздо худшим последствиям.

Сын пустился в полный загул, а на все упреки отвечал: "Ты сама разрушила моё счастье!". В актрисе жило сильное чувство вины, и она хваталась за любое предложение, чтобы прокормить отпрыска, излюбленным занятием которого стало возлежание на диване.

А потом Михаил стал поколачивать мать. Коллеги начали замечать у неё синяки. Они уговаривали актрису разъехаться с сыном. Но без него она просто не могла существовать, и каждую минуту думала о том, что с ним происходит. Всё кончилось тем, что сын стал мешать актрисе разговаривать по телефону, выходить из дома… Таким образом, он отнял у неё последнюю отдушину — ведь на сцене Сазонова забывала обо всех своих бедах. Однако она никогда и никому не жаловалась и тем более, не подавала официальных заявлений.

В 2002 году трагедия достигла своего апогея. 2 января Нина Сазонова в тяжелейшем состоянии была доставлена в госпиталь Министерства обороны. Михаил, который к тому моменту стал уже запойным алкоголиком и имел определённые проблемы с психикой, избил её до полусмерти. То ли решив, что убил мать, то ли ещё по каким-то соображениям, сам он выкинулся из окна. Последние годы жизни актриса провела в доме для престарелых.

Нина Сазонова умерла 29 февраля 2004 года в Москве от острой сердечной недостаточности. Её похоронили на Ваганьковском кладбище.


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль • 21.12.2012




Добавить комментарий к статье




Биография Сазоновой
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые женщины по имени Нина


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru