Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Микеланджело Буонарроти. Тайна одиночества гения


Биография Микеланджело Буонарроти
Лучший мастер граффити всех времен и народов
Новости
Итальянские художники
Биографии художников
Биографии архитекторов
Биографии скульпторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Архитекторы
Итальянские скульпторы
Известные итальянцы
Итальянские архитекторы

Добавить отзыв о человеке

Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года в своем доме скончался великий скульптор, архитектор и художник Микеланджело Буонарроти. На следующий же день в его скромном жилище уже вовсю хозяйничали представители Папы Римского, искавшие документы, подтверждающие его причастность к некоему тайному обществу. Хотя все работы великого мастера воспевают мощь и величие католической церкви, оказалось, что сердцем он был близок к… еретикам.

Микеланджело прожил очень долгую жизнь — почти девяносто лет. И уже будучи совсем старым, ночами надевал картонный шлем, увенчанный свечой, и шел с резцом к очередной работе. При жизни признанный гением, он тем не менее писал: «Лучше было бы, если бы я в молодые годы стал делать спички». Его воображение всегда превышало его физические возможности: руки не поспевали за вдохновением, и Микеланджело считал это Божьей карой...


«Небесный мальчик»


Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в провинциальном итальянском городке Капрезе в семье мелкого чиновника. Отец сам выдумал младенцу имя и назвал сына Микеланджело, желая таким «личным» и единственным в своем роде именем показать, что мальчик, появившийся на свет, — существо необычное и божественное. Мать Микеланджело умерла, когда ему было шесть лет, и убитый горем отец всю свою любовь и заботу излил на сына. Сначала он отдал его в школу Франческе да Урбино во Флоренции, где Буонарроти должен был учиться склонять и спрягать латинские слова. Однако латынь будущего художника угнетала, а вот рисование и лепка — напротив. И тогда отец, смирившись с выбором сына, в 1488 году отдал тогда уже 13-летнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров во всей Италии. Там талант Микеланджело развился настолько, что Доменико диву давался. «Ну, этот знает больше моего», — говорил мастер, тем самым признавая, что ученик превосходит учителя.

В мастерской Гирландайо Буонарроти пробыл недолго и перешел в ученики к Бертольдо, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан-Марко. Биографы рассказывают, что Микеланджело занимался там рисованием со старых гравюр, а также копированием, достигнув в этом громадных успехов. Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный и даже зачислил в свой кружок философов и литераторов. Микеланджело было всего 15 лет, когда окружающие заговорили о его исключительном даровании, и уже к 19 годам он получил первый серьезный заказ. Тогда Флорентийская синьория заказала две фрески Микеланджело и Леонардо да Винчи для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением битвы при Ангиари, а Микеланджело — битвы при Кашине. В отличие от Леонардо, Микеланджело хотел изобразить не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Художник написал восемнадцать фигур, и все в движении. В 1506 году оба картона были выставлены на всеобщее обозрение. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Великий итальянский художник Джорджо Вазари, видевший некоторые его части, говорил, что «то было, скорее, творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, изучивший оба картона — и Микеланджело и Леонардо, свидетельствовал, что они были «школою для всего мира».


Обнаженный «Страшный суд»


В 1505 году Микеланджело вызвал в Рим Папа Юлий II и поручил ему расписать свод Сикстинской капеллы в Ватикане. К созданию этой росписи Буонарроти приступил в 1508 году.

Работа была для художника мучительной и сложной. Микеланджело приходилось самому строить леса и работать, лежа на спине. Ученик великого художника Асканио Кондиви рассказывал, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел. Когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой». Сам Микеланджело так передавал свое состояние на лесах: «Грудь, как у гарпий, череп мне на злобу полез к горбу и дыбом борода, а с кисти на лицо течет бурда, рядя меня в парчу, подобно гробу...»

Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли и задумал нечто грандиозное. Он создал на своде собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы, как бы поддерживающие карниз, и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями обнаженных человеческих фигур. «Вся история мира предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, — мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний», — пишет современный российский искусствовед Иван Тучков.

Однако сам Папа и церковная элита остались росписью недовольны. «Страшный суд» — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане — стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художника обвинили в безнравственности и непристойности за то, что он изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардинал и посол Мантуи Сернини организовал цензурную кампанию (известную как «кампания фигового листка»), целью которой стало уничтожение «неприличной» фрески. Церемониймейстер Папы Римского Бьяджо да Чезена, увидев роспись, возопил: «Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде», добавив, что эта фреска не для часовни Папы, а скорее, «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намеком на глупость, обнаженного, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеей. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу (тогда уже Павла III) заставить художника убрать данное изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на черта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению следующего Папы — Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «…удалить наготу легко. Пусть его святейшество заботится о том, чтобы навести порядок в мире».

Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем «штанописец». Хотя совершенно зря, ведь, будучи большим поклонником творчества учителя, да Вольтерра ограничил свое вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными «по-сухому» темперой. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Фреска подвергалась критике, и после смерти Буонарроти звучали даже предложения уничтожить ее. В итоге во время последней реставрации, завершившейся в 1994 году, все правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку, остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся в эпоху Контрреформации.

Точку в многовековой полемике поставил Папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы. Он сказал: «Кажется, Микеланджело выразил свое собственное понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого». Сикстинская капелла — это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела».


Споры с Богом


Иоанн Павел II оказался прав: у Микеланджело действительно было собственное понимание Бога. Итальянский реставратор Антонио Форчеллино пришел к выводу, что общепринятое представление о Микеланджело как о верном слуге церкви и пылком адепте католичества не что иное, как миф. Форчеллино даже обнаружил, что Микеланджело вместе с группой вероотступников тайно замышлял открыть двери католической церкви навстречу духовным учениям ее главного соперника и врага — протестантской церкви. Таким образом, мастер эпохи Возрождения не только ставил на карту карьеру, он мог оказаться в руках инквизиции и быть жестоко наказанным как протестант и еретик.

Стоун Ирвинг в своей книге о великом Буонарроти «Муки и радости» пишет, что однажды, посетив маленькую протестантскую церковь во Фьезоле, Микеланджело с восторгом заговорил со своей знакомой о ее красоте и величии. Как пишет Ирвинг, услышав это, женщина, смеясь, заметила: «Ты просто еретик, Микеланджело. Ведь, по-твоему, ценность церкви сводится только к тем произведениям искусства, которые ее украшают?». «А разве это не так?» — ответил Микеланджело.

О «еретичестве» Буонарроти свидетельствует и дневник великого художника. В нем Микеланджело вспоминает пламенные речи проповедника Савонаролы, считавшегося в то время еретиком. Ученик и биограф Буонарроти Асканио Кондиви упоминал, что художник с величайшей ревностью читал Священное Писание, но и сверх того трудился над писаньями Савонаролы. Последний для Буонарроти стоял в одном ряду с Библией и Евангелием — Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.

Духовную связь с Савонаролой, память о монахе, взбунтовавшемся против стяжательства, тунеядства, хищничества, разврата имущих классов, Микеланджело сберег на всю жизнь. В его скульптуре, живописи, стихах идут жаркие споры с Богом. В них — обличение зла и восхваление доброты, требование немедленного земного возмездия за первое и немедленной земной награды за второе. То была утопическая, но страстная борьба Микеланджело за рай на земле.


Запретная любовь


В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, — говорил он, — и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети — это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.

И в 60 лет он встретил такую. Это была Виттория Колонна — внучка герцога Урбанского и вдова знаменитого полководца маркиза де Пескара. Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии и была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения. Они общались более 10 лет, обменивались стихами. Асканио Кондиви об отношениях Микеланджело и Виттории пишет: «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе де Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь...» Однако это была любовь совершенно иного порядка, нежели между мужчиной и женщиной, и разительно отличалась от чувств Микеланджело к… мужчинам.

При жизни ориентация Микеланджело трактовалась двояко. Сатирик и публицист Пьетро Аретино писал: «Хоть талант твой божественный, к мужскому полу ты неравнодушен». «Я падаю, Господи, и сознаю мое падение. Я подобен человеку, которого сжигает пламя, который несет в себе огонь, чья боль увеличивается по мере того, как мельчает разум, уже почти побежденный его жертвой. Остается лишь усиленно питать мое пылкое желание не омрачить твой прекрасный безмятежный лик. Я больше не могу, ты отобрал тормоз из моих рук, и душа моя смелеет в своем отчаянии», — писал в одной из своих поэм Буонарроти. На удивление, поэма была посвящена мужчине — Томмазо де Кавальери.

«Церковь эпохи Возрождения трактовала гомосексуализм весьма двусмысленно. Микеланджело перед смертью уничтожил свои рисунки, письма и поэмы, желая, кроме прочего, удалить следы своей гомосексуальности, которую никак не хотел признавать. Но смирился ли он со своим влечением к юношам и была ли у него возможность экспериментировать с этим достаточно продолжительное время, чтобы сформировалась настоящая склонность?» — пишет биограф Буонаротти Надин Сотель.

Некоторые исследователи таланта Буонарроти считают, что его отступление от общепринятых норм и есть проявление нетрадиционной ориентации гения, и об этом свидетельствуют те самые обнаженные тела на фресках, изображение целующихся мужчин и многое другое. Все это, скорее всего, и пытались скрыть власти католической церкви. Из двух зол (протестантизм и гомосексуализм) папство выбрало меньшее, обвинив Микеланджело в протестантизме.

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», — продиктовал он друзьям. Буонарроти умер 18 февраля 1564 года. Тело его было погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции.


ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА
Первая крымская N 479, 21 ИЮНЯ/27 ИЮНЯ 2013


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2023-11-02. В Италии откроют для публики «секретную комнату» Микеланджело
«Секретную комнату» итальянского художника Микеланджело Буонарроти во Флоренции впервые откроют для публики. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу Национального музея Барджелло.

2020-09-21. В Британии захотели продать барельеф Микеланджело ради сохранения рабочих мест
В британской Королевской академии художеств захотели выставить на аукцион барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи», на котором изображены Дева Мария и младенцы Иисус и Иоанн Креститель. Об этом пишет The Guardian.

2019-01-15. Приписываемую Микеланджело картину украли
В бельгийской коммуне Зеле неизвестные похитили из церкви Святого Людгера картину, приписываемую кисти Микеланджело Буонарроти. Об этом сообщает издание The Guardian.





Биография Микеланджело Буонарроти
Лучший мастер граффити всех времен и народов
Новости
Итальянские художники
Биографии художников
Биографии архитекторов
Биографии скульпторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Архитекторы
Итальянские скульпторы
Известные итальянцы
Итальянские архитекторы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru