Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Владимира Ивановича Немировича-Данченко


Российские режиссеры
Знаменитые Владимиры
Биографии режиссеров

Владимир Иванович Немирович-Данченко Российский и советский театральный режиссер, драматург, писатель и педагог Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года в Озургети (Грузия). Отец — помещик Черниговской губернии, подполковник, служил на Кавказе.

Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе (ныне Тбилиси). Рядом с домом находился летний театр, который увлек десятилетнего мальчика. В четвертом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В Тифлисской гимназии Владимир Немирович-Данченко не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.

В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Немирович-Данченко поехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет Московского университета, потом учился на юридическом факультете. В 1877 году он начал впервые выступать на сцене любительского театра. В 1879 году Немирович-Данченко ушел из университета и работал литературным критиком в "Русской газете", "Будильнике", "Русском курьере", пробовал себя в беллетристике, в драматургии. Первая его пьеса "Шиповник" (1881) была поставлена Малым театром. В это же время был опубликован первый рассказ Немировича-Данченко "На почтовой станции" (1881). Он был автором многих повестей, романов (наиболее известны "На литературных хлебах" (1891), "Губернаторская ревизия" (1895), и пьес ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах", 1901).

Драмы Немировича-Данченко ставились в Александрийском и Малом театрах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и других известных актеров того времени, широко шли в провинции.

В 1896 году Немирович-Данченко отказался от присужденной ему Грибоедовской премии за пьесу "Цена жизни", считая, что по справедливости должна быть отмечена написанная в том же году "Чайка" Антона Чехова.

Участвуя в постановках своих пьес в Малом театре, Немирович-Данченко осознал необходимость творческих преобразований в области сценического искусства. Первоначальный путь к этому он видел в педагогической деятельности, в подготовке молодых актеров, свободных от сценических штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 годах Немирович-Данченко вел преподавательскую работу в драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Среди его учеников — Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд.

Заинтересованный режиссерской деятельностью Константина Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы русского театра. Результатом их встречи явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), в труппу которого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко по Филармоническому училищу.

Одной из главных задач Художественного театра Немирович-Данченко считал постановку новой современной драматургии – прежде всего Антона Чехова, Генрика Ибсена, Герхарта Гауптмана, Мориса Метерлинка, позже Максима Горького, Леонида Андреева.

В период политической реакции, наступившей после подавления революции 1905-1907 годов, в годы идейного упадка театра Немирович-Данченко главное внимание уделял работе над русским классическим репертуаром. Им были поставлены "Горе от ума" Александра Грибоедова (1906) и "Ревизор" Николая Гоголя (1908, оба спектакля совместно со Станиславским), "Борис Годунов" Александра Пушкина (1907), "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского (1910), "Живой труп" Льва Толстого (1911), "Нахлебник" Ивана Тургенева (1912), "Смерть Пазухина" Михаила Салтыкова-Щедрина (1914), "Каменный гость" Пушкина (1915).

Кроме того, режиссер проявлял интерес к драматургам-экспрессионистам ("Анатэма", 1909, "Екатерина Ивановна", 1912, "Мысль", 1914, Леонида Андреева; "Miserere" Юшкевича, 1910). В поисках русской трагедии Немирович-Данченко обращался к инсценировке романа Федора Достоевского "Братья Карамазовы" (1910). Впервые возник двухвечеровой спектакль, состоящий из глав различной длительности (от 7 минут до 1 часа 20 минут), появилась фигура чтеца. В 1913 году была поставлена инсценировка "Бесов" Достоевского (под названием "Николай Ставрогин").

В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию ("Комическая опера", с 1926 года — Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко). Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли за рубеж; в октябре начались ее выступления в Европе (Берлин), далее — гастроли по США, после которых Немирович-Данченко по приглашению Голливуда остался в Америке. Группа артистов не вернулась в Советскую Россию – эмигрировала в США. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра. С 26 июня 1926 года студия Немировича-Данченко начала работать в здании Дмитровского театра.

В 1930-е годы под руководством Немировича-Данченко происходила реорганизация МХАТа. Он помог обновлению труппы театра, привлек в нее молодых актеров, сотрудничал с драматургами над созданием современного репертуара.

Основную задачу музыкального театра Немирович-Данченко видел в создании современной оперы. В числе его постановок — "Северный ветер" Льва Книппера (1930) и "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича (1934). Замыслы режиссера наиболее полное выражение получили в постановках "Тихий Дон" Ивана Дзержинского (1936) и "В бурю" Тихона Хренникова (1939).

До последних дней жизни Немирович-Данченко возглавлял Московский Художественный театр, будучи его директором и руководителем. Он скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1943 года постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь Немировича-Данченко (в 1993 году возвращено прежнее название).

До конца 2014 года в Москве перед зданием Московского художественного театра имени А.П. Чехова будет установлен памятник Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко.

Владимир Немирович-Данченко — народный артист СССР (1936), был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

За постановку спектакля "Кремлевские куранты" и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (1942, 1943) удостоен Государственной премии СССР.

Немирович-Данченко был женат. Его супруга, Екатерина Николаевна, была дочерью известного общественного деятеля и педагога барона Николая Корфа. Их сын, Михаил Владимирович (1894-1962), окончил консерваторию как скрипач, был артистом музыкальной студии при МХАТе, в последние годы заведовал в театре музеем. Внук Немировича-Данченко — Василий Михайлович – заслуженный артист России, заведующий музыкальной частью Художественного театра. Автор музыки и музыкального оформления ряда спектаклей МХАТ.



Добавить комментарий к статье




Российские режиссеры
Знаменитые Владимиры
Биографии режиссеров
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru