Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайные афоризмы

Забытая поэтесса. Мария Павликовская-Ясножевская




Бумажный кораблик — он плыть не умеет,
и с морем шумящим сражаться не смеет.
Но стоит на солнце ему обсушиться, —
воздушный корабль с ним уже не сравнится!
("Украденный стих")

Мария Павликовская-Ясножевская Женщина-поэт — это сложно: все чувства на грани и сердце, как рана. И всегда гласное или скрытое противостояние с мужчиной, если он тоже поэт. Но без женщин и поэзия не была бы так красива и возвышенна, словно потеряла бы часть души. Поэтому грустно, когда понимаешь, что забыты многие яркие имена поэтесс.

Одно из них — Мария Павликовская-Ясножевская. Сохранилось не так много сведений о её биографии и творчестве. Трудно найти её книги, потому что их, кажется, просто нет. Её стихи иногда оказываются в сборниках, но этого так мало! Хотя в 2012 году произошло одно яркое событие — вышла Антология польской поэзии в двух томах на польском и русском языках, где были опубликованы и её стихи.

Мария Павликовская-Ясножевская родилась 24 ноября 1893 года в Кракове в семье известного художника Войцеха Коссака (1856-1942), сына художника Юлиуша Косака. Можно сказать, в их роду талант передавался по наследству: Ежи стал художником, Мария — поэтессой, Магдалена — писательницей, которая творила под именем Магдалена Самозванец. Своих юных замечательных дочерей Войцех запечатлел на картине "Дочери" (1906). С 1916 года Коссак был непревзойденным мастером изображения батальных сцен, преподавал в Училище изящных искусств, имел почётные награды.

Мария получила прекрасное образование в старейшем художественном высшем учебном заведении Польши — Академии художеств в Кракове. Сведений о том, на каком факультете она училась, не сохранилось. Но осталось главное — её стихи, наполненные тонким лиризмом. Они переводились на русский язык, в том числе, и Анной Ахматовой. Сегодня её стихи становятся темой для Конкурса переводчиков, потому что уникальны. Впрочем, Мария Павликовская-Ясножевская серьёзно занималась и драматургией, писала драмы и комедии, её пьесы имели успех. Но поэзия — особая страница творчества.

В 1922 году вышел сборник её стихов "Воздушные замки", в 1924 — "Розовая магия" и другие. В них так много оптимизма, радости, света. Позднее появляются другие стихи, вошедшие в 1932 году в сборник "Сырой шёлк", в 1935 — в "Балет вьюнков", в 1938 — в "Поэтические наброски"…


Плащ мне подай — ветер дождь принёс…
Моя безмятежность, где ты?
Это не дождь. Просто капли слёз
с чьей-то дальней планеты.
("Слёзы")

Лилька


Со мной было счастье, какое не снилось,
я с кем-то весь мир обнимала.
Всё, что осталось — удачный снимок.
Это ничтожно мало.
("Фотография")

Лилька. Так называли Марию близкие. Это нежное имя так шло очаровательной девушке, от которой все мужчины были без ума. Она словно была сиреной, пение которой завораживало:


Отчего ж обо мне опасения?
Жизнь бурна и мерзка окончательно,
только разве нужен сирене
круг спасательный?
("Безопасность")

У неё было множество романов, возлюбленные и три мужа! Но часто она писала о любви с грустью, образ женщины в её произведениях был хрупким и нежным, ждущим защиты. Портреты мужчины рисовались многоцветно и страстно.


Уста твои — розовое кипение,
взгляд — волна, что взлетает далече.
А твои мощные плечи —
пояс спасения...
("Портрет")

И почему-то никто не замечал, что у Лильки был один недостаток: она хромала. Шали и крой платья искусно скрывали это, оставались и притягивали более важные детали — красота лица и улыбка, манера говорить. Считала ли она себя красивой? Может быть…


В безмолвном, безлюдном, поблёкшем саду
у розы расцветшей стою.
Одни созерцаем мы с ней красоту:
я — розы, она — мою!
("Роза")

Её стихи тоже притягивали. Мужчинам нравится, когда женщина пишет стихи, потому что тогда в ней чувствуется что-то особенное, что делает её необыкновенной, что хочется разгадывать всю жизнь.


Из моря седого выходит
Юноша в блеске влаги,
Наготу свою подавая,
Как на блюде из Копенгагена.
("Блюдо из Копенгагена")

Она много писала о море. В его настроениях жили её эмоции, ожидания, надежды и тревоги.


Богемским стёклышком волны светятся,
шепча, что моря бояться не стоит,
а оно — точь-в-точь половинка месяца:
такое же страшное и голубое...
("Море и небо")

Море имело свою философию, в которой было что-то и для неё самой. Оно было счастьем и горем, временами было похоже на её тоску. Выброшенные на берег рыбы сравнивались с её сердцем.


Берег, в бледном вечернем свете
лиловеющий, полускорбя,
и парус, опирающийся о ветер,
как моя мысль — о тебя.
("Сумерки на море")

Жизнь, разломленная на две части


В начале второй мировой войны вместе со своим третьи мужем, военным лётчиком, она оказывается сначала во Франции, а с июня 1940 года — в Великобритании. Здесь были написаны пронзительные стихи о родине, вошедшие в сборники "Роза и горящие леса" (1940), "Жертвенный голубь" (1941). И в этой стране, а не в родной Польше, оборвалась её жизнь. Это случилось 9 июля 1945 года, когда мир праздновал победу.

Снова осень. И в ноябре отмечается день рождения хрупкой женщины, писавшей изумительные стихи.


В золотой и алой шали до пят,
засмотрелась в озёрном овале…
Но она больна. И ей не понять,
что её похоронят в той шали.
("Осень")


Ольга Сокиркина
Женский журнал Суперстиль • 22.11.2013


Добавить комментарий к статье




Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru