Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Хрустальный голос. Бэла Руденко


Оперные певцы

Бэла Андреевна Руденко Обычно люди сетуют на какие-либо сложности и хотят, чтобы в их жизни что-то сложилось не так, как было или есть, а иначе. И редко можно встретить человека, который считает себя счастливым и везучим. Именно такой является певица Бэла Андреевна Руденко.

Родилась эта исключительная женщина 18 августа 1933 года на Украине, в поселке Боково-Антрацит Луганской области. Имя она получила в честь героини романа М. Лермонтова "Герой нашего времени".

Великая Отечественная война застала семью в городе Сумы. Спасаясь от немецко-фашистских захватчиков, Бэла с родными перебраласьв Сталинград. Там она пошла в школу, а мама ее работала в госпитале. Но враг все наступал. В 1942 году, когда шли ожесточенные бои, и уже казалось, что надежды на спасение нет, все же удалось переправиться через Дон к своим. Бомбежки, голод и иные ужасы войны, которые пришлось пережить, Бэла запомнила на всю жизнь.

Мама девочки ушла на фронт, а она с бабушкой оказалась в эвакуации в Фергане – в Средней Азии. Там Бэла продолжила учебу, а так как она буквально с рожденья обожала петь, то вместе с другими ребятами регулярно выступала перед ранеными, находившимися в тылу на лечении. Один из бойцов, послушав юную певицу, предрек, что она обязательно станет большой артисткой. Однако серьезная музыка захватила девушку позже – тогда, когда она впервые попала на оперный спектакль и была потрясена красотой волшебного мира настоящего искусства. Было это в Одессе, где обосновалась семья – после тяжелого ранения маме будущей "звезды" врачи предписали жить у моря.

Бэла решила, что станет поступать в консерваторию. Но сложность была в том, что у нее за плечами были лишь школа и занятия в хоре, тогда как другие абитуриенты закончили музыкальное училище.

Однако девушка прекрасно прошла конкурсные испытания и была зачислена в Одесскую консерваторию. Уже на вступительных экзаменах педагогами был отмечен ее необычный, хрустальный голос.

Училась Бэла не просто хорошо, а отлично. По ее собственному признанию, ей было проще выучить, чем беспокоиться из-за пробелов в знаниях и пользоваться шпаргалками. С благодарностью она вспоминает своего педагога О.Н. Благовидову, которая открыла ей широкую дорогу на музыкальный Олимп.

Когда Б. Руденко заканчивала третий курс консерватории, в Одесском театре оперы и балета шли репетиции оперы Дж. Верди "Риголетто". Но солистка, исполнявшая роль Джильды, неожиданно заболела, и некем было ее заменить. И тут главному дирижеру театра пришла спасительная идея – пригласить молодое дарование. За неделю Бэла выучила всю партию и дебютировала на профессиональной сцене. Спела она на премьере удачно, и публика приняла ее тепло. Так родилась большая артистка, одна из лучших певиц ХХ века, колоратурное сопрано которой потрясало слушателей всего мира.

В 1956 году Бэлу Андреевну пригласили в Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко. Эти годы она вспоминает с особой теплотой.

1957 год стал для Б. Руденко триумфальным. Она стала лауреатом вокального конкурса на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. Председатель авторитетного жюри, знаменитый итальянский тенор Тито Скипа был так потрясен исполнением молодой вокалистки, что вопреки правилам зааплодировал ей, а потом пел с ней дуэтом. В результате Бэлу выбрали лучшей из двухсот претендентов и присудили 1-ю премию и Золотую медаль. Затем был Международный конкурс вокалистов в Тулузе, где выступление необыкновенной певицы из СССР произвело фурор.

В 1960 году Бэла Андреевна принимала участие в Декаде украинского искусства, проходившей в Москве. Через некоторое по радио она вдруг услышала, что ей присвоено звание Народной артистки СССР. Реакция ее была своеобразной – всю ночь она проплакала, так как посчитала, что ее просто-таки состарили, ведь обычно такая награда давалась в завершении творческого пути, а ей на тот момент было всего 27 лет. Потом она своими выступлениями доказывала, что высокое и почетное звание так рано ей было дано не зря.

В 1972 году главный режиссер Большого театра Б.А. Покровский пригласил Бэлу Руденко на роль Людмилы в опере М. Глинки "Руслан и Людмила". Ее партнером – верным Русланом – стал Е. Нестеренко. Спектакль получился великолепным, и в 1973 году Бэла Андреевна вошла в труппу прославленного театра и переехала в Москву.

За годы творческой деятельности, начав с исполнения Джильды, Бэла Андреевна накопила большой творческий багаж. В ее репертуаре были такие партии, как Йолан и Ярина из опер "Милана" и "Арсенал" Г. Майбороды, Наташа Ростова ("Война и мир" С. Прокофьева), Лючия ("Лючияди Ламмермур" Г. Доницетти), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Царица ночи ("Волшебная флейта" В.А. Моцарта), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Волхова в "Садко" Н. Римского-Корсакова и др.

Деятельность Бэлы Андреевны не ограничивалась оперными спектаклями. В ее активе были уникальные концертные программы, за которые она была удостоена Государственной премии (1971 г.). Она не боялась исполнять редкие, малоизвестные и непопулярные произведения, донося их красоту до широкой публики.

Бэла Андреевна всегда щедро делилась своим талантом. Артистка объездила с гастролями не только Советский Союз, но практически весь мир, и ей проще назвать те уголки земного шара, где она не выступала, чем те места, где была и пела. С особым чувством Бэла Андреевна выступала перед военными, в отдаленных гарнизонах и приграничной полосе, потому что знала, что именно эти люди стоят на страже спокойной жизни ее родины.

Мировые СМИ про Б. Руденко с восхищением писали, что ее сопрано "выполняет головокружительные пассажи", а исполнение уверенно и легко. И хотя все критики отмечали виртуозную технику Б. Руденко, сама она подчеркивает, что петь надо не ноты, а мысли и чувства. Бэле Андреевне всегда удавалось сочетать артистичность, целостность и лаконичность образа. В Японии, где певица побывала десять раз, про Б. Руденко отзывались так: "Если хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, – слушайте, как поет Бэла Руденко".

К своему голосу Б.А. Руденко относилась не так бережно, как это принято у певцов. Она могла позволить себе и мороженое, и иные вольности. Однако драгоценный дар, преподнесенный ей природой, неустанно тренировала и оттачивала, ежедневно выполняя специальные упражнения.

Со сценой Бэла Андреевна рассталась по собственной воле – певческую карьеру она закончила в 1995 году. И хотя голос у нее звучал прекрасно, она руководствовалась принципом: "Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже". Ей не хотелось выглядеть перед зрителями странно и смешно в партиях, которые предназначены для молодых артисток. Ее прощальным спектаклем стала "Иоланта" П.И. Чайковского.

Во второй половине 90-х годов Б. Руденко руководила оперной труппой Большого театра. Много сил Бэла Андреевна отдавала и отдает преподавательской деятельности, занимаясь со студентами Московской кгосударственной консерватории им. П.И. Чайковского. В учениках она ценит серьезное и честное отношение к профессии, музыкальность, упорство, старательность и исполнительность. И всегда радуется их успехам, как своим собственным.

Женское счастье Бэлу Андреевну также не миновало. У нее двое детей и прекрасные внуки. Об отце своего сына – известном композиторе и певце Поладе Бюль-Бюль оглы – она вспоминает с теплотой и не скрывает, что хоть изначально отношения были яркими и страстными, но затем брак распался по обоюдному согласию.

Силой своей личности Бэла Андреевна поражает – в ней удивительным образом соседствуют реализм, здравый смысл и необычайная душевная тонкость. Она никогда не делала пластических операций и уверена, что стареть надо умело, сохраняя чувство собственного достоинства.

Зрителей Бэла Андреевна призывает: "Любите музыку. Лучше музыки ничего на свете нет, слушайте классическую музыку…". И еще она надеется, что классическая опера сохранится в первозданном виде, а новомодные веяния пройдут.

А вот в чем можно не сомневаться, так это в том, что имя Бэлы Руденко навсегда останется в истории мировой музыкальной культуры.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 23.07.2014


Добавить комментарий к статье




Оперные певцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru