Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Рассказы о Токио
Мальдивы. Остров-аэропорт

Чуткая художница. Елена Поленова


Российские художники

Искусство ревниво. Оно требует отдаться ему всем существом и не терпит никаких отвлечений и измен...

Е. Д. Поленова

Елена Поленова Русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927), автора живописных полотен "Московский дворик" и "Бабушкин сад", знают если не все, то очень многие. А вот имя его сестры, тоже художницы, Елены Дмитриевны Поленовой, известно лишь специалистам. Однако творчество этой незаурядной личности стоит того, чтобы с ним познакомиться. Да и жизнь Е. Поленовой была насыщенной и непростой.

Родилась Елена 27 ноября 1850 года в Санкт-Петербурге. Родители буквально с младенчества погрузили детей в прекрасный мир науки и искусства: отец был историком, археологом, библиографом, знатоком живописи, а мать — детской писательницей, и к тому же она обладала даром портретистки.

Именно она первой преподала детям уроки рисования, а затем с ними стал заниматься студент Академии художеств П. П. Чистяков, в будущем ставший известным художником и великолепным педагогом. В числе его учеников были В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков, И. Е. Репин.

Так что Елена попала в хорошие руки. Но продолжить обучение в "главном" учебном заведении тех лет — Императорской Академии художеств — ей не удалось, так как "слабый пол" в ту эпоху туда просто не принимали. Тем не менее Елена прошла "живописную закалку" в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у художника И. Н. Крамского в Санкт-Петербурге и в частной мастерской в Париже, куда её послали стажироваться как отличную студентку. В результате она профессионально овладела акварелью и керамикой и вдобавок получила диплом учительницы истории, который давал ей право обучать детей на дому.

И всю дальнейшую жизнь Елена Дмитриевна совершенствовала собственное мастерство и не стеснялась, говоря современным языком, проходить курсы повышения квалификации у своих прежних учителей. Да и воспитание Е. Поленовой было таково, что ей претили праздность и безделье.

В конце 1870-х годов Елена Дмитриевна жила с сестрой в Киеве. Она преподавала в школе, а во время русско-турецкой войны работала в госпитале, где помещались раненые солдаты, и обучалась медицине. В этот период Елену посетило большое чувство — ее возлюблённым стал врач, профессор медицины.

И хотя он тоже не остался равнодушен к Елене, и их роман обещал обернуться счастливым браком, но родственники Е. Поленовой почему-то резко воспротивились этим отношениям. В результате Елена не только получила глубокую душевную травму, но и на всю жизнь осталась одинокой, всецело посвятив себя искусству и служению людям.

В начале 1880-х годов Елена переехала в Москву, к брату. И тут её ждала важная встреча — она стала членом творческого кружка, вдохновителем и создателем которого был Савва Иванович Мамонтов, большой поклонник искусств и знаменитый меценат. "Под его крылом" собирались художники, музыканты, театральные деятели. Они занимались живописью, музицировали, ставили любительские спектакли. Елена Дмитриевна принимала во всех задумках активное участие и даже выступила в качестве художника по костюмам опер "Снегурочка", "Фауст", "Волшебный башмачок".

Базировались художественно одарённые личности не столько в Москве, сколько в усадьбе Мамонтова в Абрамцево, где сейчас расположен музейный комплекс. Специалисты считают, что именно в Мамонтовском кружке начал формироваться переход к новым высотам в отечественном искусстве. Вдохновлённая природными красотами и общением с талантливыми единомышленниками Е. Поленова написала пейзажи и акварельные этюды. А знакомство с В. Васнецовым позволило ей проникнуться "русским народным духом".

Близко сошлась с Еленой Дмитриевной и жена С. Мамонтова. В результате их продуктивного общения в Абрамцево появились Музей народного искусства и быта, коллекцию для которого собирали по России эти дамы, и столярно-резчицкая мастерская, где крестьян приобщали к ремеслу. Обучение было разносторонним и совершенно бесплатным, а всем выпускникам выдавали набор инструментов, чтобы они могли продолжить работу по дереву.

Изделия мастерской — шкафы, полки, лавки, столы, кресла и т.д. — пользовались большим спросом, и зажиточные московские дома их владельцы с удовольствием обставляли мебелью, выполненной по эскизам Е. Поленовой.

"…наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться", — такие строки можно найти в записках художницы. Стоит заметить, что дело Поленовой и Мамонтовой живёт, а традиции художественно-столярной мастерской продолжает колледж.

Когда Василий Поленов затеял строительство усадьбы (теперь там Музей-заповедник В. Д. Поленова), участие в проекте приняла и Елена. Она помогала в оформлении интерьеров церкви, выполненной в древнерусском стиле.

Разносторонность дарования и многообразие тем, которые привлекали в искусстве Елену Дмитриевну, поражают. На её картинах не только пейзажи, но и быт, и русская история. При этом при изображении природных красот художница не стремилась к масштабности, какая, к примеру, есть на полотнах И. Шишкина, а отдавала предпочтение "малым формам" и очень любила рисовать цветы. А ещё она занималась керамикой, росписью по фарфору, графикой, создавала орнаменты для обоев, вышивок и иных предметов декоративно-прикладного искусства.

Но особое место в творчестве Е. Поленовой занимают сказки. Именно она обратила внимание на то, что отечественные ребятишки взращиваются на "импортном материале" и первой начала иллюстрировать русские народные сказки. Пользовалась Елена Дмитриевна не только уже записанными сказками, но и сама собирала фольклор. Ей удалось отобразить персонажей и действие более 20 сказок. Но при её жизни была издана лишь одна из них — "Война грибов". Однако высокая художественность, фантазия, поэтичность и точная передача сказочной атмосферы произведений Е. Поленовой стали стимулом для её последователей — иллюстраторов книг.

Позже А. Н. Бенуа, известный художник и критик, говорил, что Е. Поленова первой обратила внимание на детский мир, а её саму называл "чутким и истинно добрым человеком", который проникся эстетикой этого мира.

Похвалы, признание, награды — всё это не особо трогало Елену Дмитриевну. Она писала, что ей важней "помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам", а ещё — самой быть увлечённой своей работой и сохранять в душе огонь, дающий силы для творчества. Она была подвижником, просветителем, педагогом, общественным деятелем, а не только живописцем. Произведения, созданные Е. Поленовой, хранятся в музее-заповеднике "Абрамцево", в мемориальном комплексе "Поленово", в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном историческом и Литературном музеях, и других собраниях.

Весной 1896 года повозка, в которой ехала Елена Дмитриевна, перевернулась, и женщина получила серьёзную травму головы, после которой так и не смогла оправиться, а многие её планы не реализовались. Скончалась Едена Поленова 19 ноября 1898 года в Москве. Брат Василий, потрясённый смертью сестры в расцвете лет и таланта, писал, что её убила "жестокая судьба". Но так или иначе эта же судьба дала ей шанс воплотить сказку на бумаге и сделать ещё много замечательного.

А ещё можно предположить, что именно способности и необычность личности Елены Дмитриевны открыли путь в Академию художеств представительницам прекрасного пола, в числе которых чуть позже оказались такие одарённые художницы, как А. Остроумова-Лебедева и В. Бубнова.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 22.11.2013


Добавить комментарий к статье




Российские художники


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru