Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Григория Саввича Сковороды


Афоризмы Сковороды
В ожидании Сократа
Биографии поэтов
Биографии философов
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Григории

Григорий Саввич Сковорода Григорий Саввич Сковорода [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, - 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-1753 годах (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 году около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х годов вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".

Григорию Саввичу Сковороде принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере Сковороды свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.


Ю. М. Лощиц.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Сковороды
    В ожидании Сократа
    Биографии поэтов
    Биографии философов
    Стрельцы (по знаку зодиака)
    Знаменитые Григории
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru