Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Рихарда Вагнера (Richard Wagner)


Персонажи опер Вагнера
Афоризмы Вагнера
Великий оперный реформатор
Полет над гнездом валькирий
"Призвать к жизни неслыханное"
Отзывы о Вагнере
Новости
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Близнецы (по знаку зодиака)
Известные немцы

Добавить отзыв о человеке

Рихард Вагнер (Richard Wagner) Рихард Вагнер (Richard Wagner) (22.5.1813, Лейпциг, - 13.2.1883, Венеция). Немецкий композитор. Отец Вагнера, полицейский чиновник, умер через несколько месяцев после его рождения. В августе 1814 года мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Людвига Гайера (Geyer) (возможно, Вагнер был его сыном). Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 году поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига (Weinlig), кантора церкви Cвятого Фомы. Год спустя симфония Вагнера была с успехом исполнена в Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и написал оперу "Феи", которая при его жизни не звучала. Опера "Запрет любви", созданная в 1835 году, была поставлена в следующем году в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже дебютировал как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 году Вагнер женился на певице Минне Планер (Planer) и вместе с ней переехал в Кенигсберг (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - "Риенци". В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена.

В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ("летучем голландце"). Между тем в 1842 году его "Риенци" - образец большой оперы во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Премьера "Риенци" прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и "последнем трибуне" XIV века) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов "Молодая Германия". Опера "Летучий голландец", поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с "Летучего голландца" Вагнер постепенно отходит от номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей его жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана в операх "Тангейзер" и "Лоэнгрин", которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Отныне роль основного носителя музыкального содержания в сценических произведениях Вагнера принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-1851 годах Вагнер написал антисемитский памфлет "Еврейство в музыке" ("Der Judenthum in der Musik"), направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера, и работу "Опера и драма" ("Oper und Drama"), обобщившую его идеи о музыкальном театре. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 году текст этого цикла (будущей тетралогии "Кольцо нибелунга") был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк (Wesendonck) и его жена Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме "Тристан и Изольда", задуманной в 1854 году и завершенной 5 лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии. В 1855 году Вагнер дирижировал концертами Филармонического общества в Лондоне. В 1858 году он поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 году воссоединился с женой в Париже. В 1861 году "Тангейзер" был поставлен в Парижской опере. Несмотря на то что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики, произведение было освистано (скандал на премьере имел политическую подоплеку). В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866 году). В 1863 году он дирижировал в Вене, России, др. европейских странах (репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую финансовую помощь.

Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой дирижера Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 году провел в Мюнхене премьеру "Тристана и Изольды". Музыка "Тристана" с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (ее исполнение длится свыше 4 часов) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - "Смерть Изольды"), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, т. е. постоянно откладываемого разрешения диссонанса в консонанс; тем самым создается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность Вагнера к пессимистической философии Шопенгауэра. В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II "Нюрнбергские майстерзингеры" - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие "Майстерзингеров" разворачивается в Нюрнберге середины XVI века, центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в "Тристане" господствует стихия напряженной хроматики, то в "Майстерзингерах" - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи "Майстерзингеров" - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс, представлен как народный поэт и музыкант, носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма.

Премьера "Майстерзингеров" (п/у Бюлова) состоялась в Мюнхене в 1868 году. К этому времени Вагнер уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866 году. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного "Кольца нибелунга" - "Золото Рейна" и "Валькирия". Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования совокупного произведения искусства (т. е. музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение). В 1872 году он торжественно заложил здание нового театра в Байройте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874 году, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, "Закат богов".

Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего "Кольца" п/у Г. Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов; "Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного вечера", а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая (у "Заката богов" есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой лейтмотивов, каждый из которых несет символический смысл, указывая на определенный персонаж, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в "Тристане" и "Майстерзингерах"). Воплощенный в "Кольце" древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей, великанов и нибелунгов (карликов) за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга Альбериха; как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения обо всех сторонах бытия. Одни комментаторы считают "Кольцо" прообразом современных наук о человеке (психоанализа Фрейда, аналитической психологии Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.

Художественный триумф Вагнера на первом байройтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877 году Вагнер, надеясь возместить понесенные потери, дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы ("торжественной сценической мистерии") "Парсифаль". В своих полемических писаниях он продолжал уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. Вскоре "Парсифаль" был завершен, и на вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви. В "Парсифале" Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 года Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байройте.

Степень влияния Рихарда Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.


"Музыкальный словарь Гроува". Издательский дом "Практика".
"The Macmillan Press Ltd".

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Памяти Вагнера
    Дата: 2015-12-20 17:21:19

    У русского поэта Дмитрия Николаевича Цертелева есть стихотворение, посвященное Рихарду Вагнеру
    
    Умер волшебник. Безмолвно над свежей могилою
       Стелется вечного неба простор.
    Тихо. Но в сердце звучит с возрастающей силою
       Стройный, незримо-таинственный хор.
    
    Снова рыдают Тангейзера страстные струны,
       Снова поет у могилы Вольфрам,
    Глухо откликнулись Эдды зловещие руны,
       Близкую гибель пророча богам.
    
    Буря ревет и грохочет в ущелий диком,
       С плачем и свистом летит ураган,
    В молниях мчатся Валкирии, с бешеным криком
       В огненном вихре несется Вотан.
    
    Озера блещут зеркальные тихие воды,
       Манит зеленая светлая даль;
    Вдруг озаряя высокие стройные своды,
       Кровью и пламенем светит Грааль.
    
    Умер волшебник. Но всё, что он вырвал у рока:
       Боги, герои, вражда и любовь, -
    Всё, что в минувшего бездне таилось глубоко, -
       В звуках и образах носится вновь.
    


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2015-09-08. Ноты свадебного марша Вагнера выставили на продажу за 3,6 миллиона долларов
    Рукописная партитура свадебного марша (Treulich Geführt) из оперы немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» выставлена на продажу на сайте momentsintime.com. Продавец установил фиксированную цену — 3,6 миллиона долларов.

    2015-02-25. Новосибирский театр отказался закрывать скандальную постановку оперы Вагнера
    Новосибирский государственный академический театр оперы и балета отказался закрывать постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» и намерен бороться за право ее показывать, передает пресс-служба театра. Отмечается, что спектакль, в котором усмотрели оскорбление чувств верующих, уже включен в текущий репертуар театра. Продаются билеты на март.

    2015-02-24. Режиссера обвинили в оскорблении чувств верующих за постановку оперы Вагнера
    Прокуратура Новосибирска возбудила дело об административном правонарушении в отношении режиссера Тимофея Кулябина, который поставил в местном театре современную версию оперы Рихарда Вагнера «Тангезер». Поводом стало обращение главы Новосибирской митрополии Тихона, сообщается на сайте региональной прокуратуры.





    Персонажи опер Вагнера
    Афоризмы Вагнера
    Великий оперный реформатор
    Полет над гнездом валькирий
    "Призвать к жизни неслыханное"
    Отзывы о Вагнере
    Новости
    Немецкие композиторы
    Биографии композиторов
    Близнецы (по знаку зодиака)
    Известные немцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru