Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Четыре мира вокруг Женевы
  • Китайский Остров Свободы
  • Биография Павла Степановича Мочалова

  • Тридцать лет, или Жизнь актера
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Павлы


  • Павел Степанович Мочалов [3(15).11.1800, Москва, - 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра - С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника ("Эдип в Афинах" Озерова) был принят в 1817 году на московскую императорскую сцену (с 1824 года - Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, Мочалов придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях Пьера Корнеля (Гораций - "Гораций"), Вольтера (Танкред - "Танкред"), Мочалов не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал - "Фингал"; Димитрий Донской - "Димитрий Донской") были для Мочалова переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, Мочалов захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей Мочалова в мелодраме и романтической драме: Юлий ("Железная маска" Цшокке), Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Бидерман ("Смерть или Честь" Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, Мочалов нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у Мочалова в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор ("Разбойники", 1828) и Фердинанд ("Коварство и любовь", 1829). Важнейшее место в творчестве Мочалова занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло ("Отелло", 1837), Лир ("Король Лир", 1839), Ричард III ("Ричард III", 1839), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1841). Крупнейшим созданием Мочалова был образ Гамлета ("Гамлет" Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х годов драма Гамлета была для Мочалова драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление Мочалова стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Мочалов проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, Мочалов исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм Пушкина "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане". Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина "Чёрная шаль" (с музыкой Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей Мочалов - Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества Мочалова велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. Мочалов способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства Мочалова был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Островский. Герцен писал: "Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России".


    Т. М. Родина.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Тридцать лет, или Жизнь актера
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Павлы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   dilet@narod.ru