Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Великобритания. Знакомство перед путешествием
Марокко. Горький "шоколад" за синим морем

Биография Павла Степановича Мочалова


Тридцать лет, или Жизнь актера
Российские актеры
Биографии актеров
Скорпионы (по знаку зодиака)
Знаменитые Павлы

Павел Степанович Мочалов [3(15).11.1800, Москва, - 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра - С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника ("Эдип в Афинах" Озерова) был принят в 1817 году на московскую императорскую сцену (с 1824 года - Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, Мочалов придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях Пьера Корнеля (Гораций - "Гораций"), Вольтера (Танкред - "Танкред"), Мочалов не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал - "Фингал"; Димитрий Донской - "Димитрий Донской") были для Мочалова переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, Мочалов захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей Мочалова в мелодраме и романтической драме: Юлий ("Железная маска" Цшокке), Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Бидерман ("Смерть или Честь" Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, Мочалов нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у Мочалова в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор ("Разбойники", 1828) и Фердинанд ("Коварство и любовь", 1829). Важнейшее место в творчестве Мочалова занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло ("Отелло", 1837), Лир ("Король Лир", 1839), Ричард III ("Ричард III", 1839), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1841). Крупнейшим созданием Мочалова был образ Гамлета ("Гамлет" Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х годов драма Гамлета была для Мочалова драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление Мочалова стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Мочалов проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, Мочалов исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм Пушкина "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане". Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина "Чёрная шаль" (с музыкой Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей Мочалов - Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества Мочалова велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. Мочалов способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства Мочалова был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Островский. Герцен писал: "Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России".


Т. М. Родина.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Тридцать лет, или Жизнь актера
    Российские актеры
    Биографии актеров
    Скорпионы (по знаку зодиака)
    Знаменитые Павлы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru