Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Лазурный берег Франции - отдых для миллионеров
  • Марокко. Восточная сладость
  • Биография Петра Андреевича Вяземского

  • Пережил многое, и многих
  • Русские поэты
  • Биографии поэтов
  • Знаменитые люди по имени Пётр


  • Петр Андреевич Вяземский - поэт и критик, родился в 1792 году, детство провел в Остафьеве, родовом подмосковном имении князей Вяземских, где шло и домашнее его воспитание; затем отдан был в иезуитский пансион в Петербурге и, наконец, в Москве, слушал на дому лекции профессоров московского университета. В 1812 году поступил в московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при Бородине под ним были убиты две лошади. В последние годы царствования императора Александра I Вяземский исполнял важные дипломатические поручения: при императоре Николае Павловиче, на службе по министерству финансов, достиг поста директора государственного заемного банка, а с 1855 по 1858 год был товарищем министра народного просвещения, в ведомстве которого было в то время и главное управление по делам печати. Остальную часть своей жизни Вяземский провел преимущественно за границей и умер в Баден-Бадене в 1878 году.

    Воспитанный на литературе французского классицизма, князь Петр Андреевич Вяземский начал свою деятельность, как поэт, в 1808 году, напечатанным в "Вестнике Европы" "Посланием в деревню", написанным в горацианском духе. Сатирико-дидактический тон сделался навсегда основной чертой поэзии князя Вяземского, который не отличался ни особой глубиной миросозерцания, ни оригинальностью творческих образов. В лучших своих стихотворениях (Вяземский писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры) он дает нам критику нравов, которая, в свое время, увлекала своей бойкостью, смелой язвительностью, и меткостью. Особой известностью в пору своего появления пользовались такие стихотворения князя Вяземского, как сатира "Да, как бы не так" (1822), на тему противоречий между тем, что на первый взгляд представляет действительность, и тем, что оказывается при более близком соприкосновении с каждым явлением жизни; "Семь пятниц на неделе" (1826), где говорится о неустойчивости общественных понятий и взглядов "Станция" (1828), сравнивающая русские и польские дороги и известная по изображению характерного типа "почтовой станции диктатора"; "Памяти живописца Орловского" (1838), где изображается поэзия езды на тройке: "Старое поколение" (1841), написанное в несколько элегическом тоне, на тему разрыва между старым и молодым поколениями (начинается стихом: "Смерть жатву жизни косит"); ему же принадлежит ходившее долгое время в рукописи стихотворение "Русский Бог" ("Бог ухабов, Бог метелей и т.д."; написано в 1827 году). Особенное значение имел князь Вяземский в 1820-х годах, как образованный и одаренный художественным вкусом критик и передовой журналист, друг Пушкина и ревностный сотрудник "Московского Телеграфа". Капитальный вклад в русскую критическую литературу составляет его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 году и представляющая и поныне лучшую оценку сочинений Фонвизина и его эпохи. В блестящем исполнении этой работы сказался серьезный взгляд автора на задачи и условия критической деятельности. "Можно", говорит он, "родиться поэтом, оратором, но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие - дары природы; критика - наука; ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью". Критик такого же направления сказывается в Вяземском, когда он говорит о "Ревизоре" и других сочинениях Гоголя. Не лишены также значения его заметки о Козлове, Пушкине, Батюшкове и других писателях его времени. Принадлежа по воспитанию и образованию к эпохе Карамзина и Жуковского и созрев в недрах пушкинского художественного направления, он остался верен этому последнему до новейших времен. В конце пятидесятых годов он не одобрял, с точки зрения эстетической, реальное направление натуральной школы, не признавал ее общественного значения, защищая, в то же время, право голоса за литературой вообще. В то же время князь Вяземский выступил в роди писателя-патриота, защищавшего Россию перед Европой, и в 1865 году издал на французском языке большую книгу публицистических этюдов под заглавием: "Lettres d'un veteran russe de l'annee 1812 sur la question d'Orient, publiees par P. d'Ostafievo".


    Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон "Энциклопедический словарь"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Пережил многое, и многих
  • Русские поэты
  • Биографии поэтов
  • Знаменитые люди по имени Пётр

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru