Каталонская школа живописи, наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14-15 вв. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11-13 вв. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы (капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346) - основателя Каталонской школы. Основной сферой творчества её мастеров стало создание заалтарных образов (ретабло). В Каталонской школы элементы, предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из стукко. Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произведениях художников Каталонской школы средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы, показать среду, в которой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества. Итальянские влияния характерны для Каталонской школы 14 и начала 15 вв. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном, полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности характеристик.
Объединение Испании (1479) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию Каталонской школы, стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства.
Т. П. Каптерева.
Все словари Общий словарь Исторический словарь Словарь по искусству
Ссылки по теме:
Возрождение (Ренессанс) — период в куль...
Готика (от итальянского gotico, букваль...
Масляная живопись – краски готовятся на...
Случайные ссылки:
Автовышка - Автомобиль с поднимающейся ...
Водоплавный - 1) Сплавляемый по воде. 2...
Онгрелин (французское) - в 16 веке зимн...
Подлобковый угол (angulus subpubicus, P...
Греч - Екатерина Васильева в фильме «Та...
Сплав - 1) Соединение двух или нескольк...
Трпимировичи (Trpimirovici), княжеская,...
Эмиссионный банк - имеет право выпускат...
Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов • Карбюратор 3 буквы • Гипнофобия 10 букв • Речной бог 6 букв • Серпентин 8 букв • Фигаро 10 букв Слова начинающиеся на Кат
Добавить комментарий
|