Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Риме
  • Корея. Путешествие в Пэкче
  • Символизм

    Символизм (от греческого symbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-1870-е годов, позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии Артура Шопенгауэра, Эдуарда Гартмана, отчасти Фридриха Ницше, к творчеству и теоритизированию немецкого композитора Рихарда Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувствительным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х годов оставался в полной зависимости от литературы, причем не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы (прежде всего "символические", такие как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и тому подобное) воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX века - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приемов, в парадокса́льном сочетании салонной банальности с изощренной фантазией - то манерно-утонченной, болезненно-хрупкой (Гюстав Моро во Франции), то убеждающее достоверной, как бы осязаемой (Арнольд Бёклин в Швейцарии, отчасти Ганс Тома в Германии), то интригующе неопределенной и пугающе алогичной (Одилон Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Фелисьен Ропс в Бельгии). В конце 1880-х годов во Франции П. Гоген и группа его последователей, призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизилась с символизмом. В 1890-е годы и во Франции (группа "Наби"), и в других странах символизм обрел достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "незаменимую" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Франц фон Штук, Макс Клингер в Германии, Густав Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Фернан Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Жоржем Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утонченной эротикой (Обри Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Ян Тороп в Голландии). Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX-начала XX веков придали символическим образам еще большую экспрессию, пытаясь в заостренной, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Джеймс Энсор в Бельгии, Эдвард Мунк в Норвегии, Альфред Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Фердинанд Ходлер в Австрии). Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически но и нравственно-философски.



    Все словари      
    Общий словарь      
    Словарь по искусству      



    Случайные ссылки:
    Гнедуха - Гнедая лошадь....
    Целитель - 1) Тот, кто исцеляет, врачуе...
    Болезнь Бюргера (Buerger`s disease) - в...
    Миелоидная лейкемия (myeloid leukaemia)...
    Сикстинская капелла в дворцовом комплек...
    Хасмонеи, Маккавеи, жреческий род, прав...


    Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
     Полудрагоценные камни
     Оркестр
     Гранит 5 букв
     Дуплон
     Бранденбург

    Добавить комментарий



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru