Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Символизм

Символизм (от греческого symbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-1870-е годов, позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии Артура Шопенгауэра, Эдуарда Гартмана, отчасти Фридриха Ницше, к творчеству и теоритизированию немецкого композитора Рихарда Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувствительным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х годов оставался в полной зависимости от литературы, причем не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы (прежде всего "символические", такие как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и тому подобное) воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX века - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приемов, в парадокса́льном сочетании салонной банальности с изощренной фантазией - то манерно-утонченной, болезненно-хрупкой (Гюстав Моро во Франции), то убеждающее достоверной, как бы осязаемой (Арнольд Бёклин в Швейцарии, отчасти Ганс Тома в Германии), то интригующе неопределенной и пугающе алогичной (Одилон Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Фелисьен Ропс в Бельгии). В конце 1880-х годов во Франции П. Гоген и группа его последователей, призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизилась с символизмом. В 1890-е годы и во Франции (группа "Наби"), и в других странах символизм обрел достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "незаменимую" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Франц фон Штук, Макс Клингер в Германии, Густав Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Фернан Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Жоржем Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утонченной эротикой (Обри Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Ян Тороп в Голландии). Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX-начала XX веков придали символическим образам еще большую экспрессию, пытаясь в заостренной, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Джеймс Энсор в Бельгии, Эдвард Мунк в Норвегии, Альфред Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Фердинанд Ходлер в Австрии). Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически но и нравственно-философски.

Символизм - Направление в искусстве конца 19 - начала 20 века.



Все словари
Общий словарь
Словарь по искусству



Смотрите в других словарях:
Символизм (Народный словарь Помощник кроссвордиста)
Символизм (Словарь синонимов [В.Н. Тришин, 2013])
Символизм (Словарь иностранных слов)
Символизм (Толковый словарь Ушакова)
Символизм (Толковый словарь Ожегова и Шведовой)



Случайные ссылки:
Гнедуха - Гнедая лошадь....
Милонитизация льда - Дислокационный мет...
Целитель - 1) Тот, кто исцеляет, врачуе...
Азербайджан - Государство в Азии. <...
Болезнь Бюргера (Buerger`s disease) - в...
Миелоидная лейкемия (myeloid leukaemia)...
Сикстинская капелла в дворцовом комплек...
Хасмонеи, Маккавеи, жреческий род, прав...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Полудрагоценные камни
Оркестр
Гранит 5 букв
Дуплон
Бранденбург
Символизм

Список слов на букву С из 9 букв
Список слов из 9 букв, вторая буква и
Список слов из 9 букв, третья буква м
Список слов из 9 букв, четвертая буква в
Список слов из 9 букв, пятая буква о
Список слов из 9 букв, шестая буква л
Список слов из 9 букв, седьмая буква и
Список слов из 9 букв, восьмая буква з
Список слов из 9 букв, последняя буква м
Список слов из 9 букв, первая С, последняя м
Слова начинающиеся на Сим

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru