Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайные афоризмы

Интересно

Информация о Китае
Португалия: винный рай на окраине материка

Вадим

Вадим - мужское имя. О происхождении этого имени не существует какого-то сложившегося мнения. По одной из версий, оно произошло от древнерусского слова "вадити", что означает "спорить", "сеять смуту", "обвинять". В детстве Вадим очень непоседливый. Он постоянно находится в движении, любит побегать и поиграть, давая при этом выход своим эмоциям. Взрослым постоянно приходится просить его вести себя потише. В основе такого беспокойного поведения Вадима лежит огромная внутренняя энергия, требующая выхода. На замечания родителей Вадим старается отреагировать правильным образом, так как отношения с матерью и отцом значат для Вадима очень много. Он любит родителей и не хочет их огорчать. В школе Вадим учится хорошо, хотя могут быть и жалобы на его неусидчивость. Вадим может стать хорошим руководителем. Он неплохо понимает людей, проявляет о них заботу, выполняет данные обещания. Очень трудолюбив и целеустремлен. Взявшись за какое-то дело, всегда доводит его до конца. Вадим расчетлив и обладает немалой хитростью. Не совершает непродуманных поступков и не говорит ничего лишнего. Вадим способен установить контакт с нужными людьми и добиться от них необходимого сотрудничества. Отношения с деловыми партнерами для Вадима иногда превращаются в своего рода состязание, в котором он старается обязательно становится все более победить. Вадим легко увлекающаяся натура. Он легко может пристраститься к картам и другим азартным играм. У него есть склонность к риску. За праздничным столом главный принцип Вадима "гулять, так гулять", что иногда приводит к неприятным последствиям. "Зимние" Вадимы не сразу определяются в выборе специальности, друзей, жены. "Летние" Вадимы более мягкие по натуре, иногда даже несколько ленивы. Отношения с женщинами у Вадима складываются непросто. Встречаясь продолжительное время с одной девушкой и подумывая даже о женитьбе на ней, он вдруг увлекается другой. Но если Вадим влюбляется по-настоящему, то это серьезно и надолго.


Вадим. 1. Герой трагедии Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1788-1789). Легендарным прообразом этого персонажа явился упоминаемый в одной летописи Вадим Храбрый, возглавивший мятеж новгородцев (864 г.) против призванного княжить Рюрика и последним убитый вместе с «иными многими советниками его». (Сергей Михайлович Соловьев считал имя Вадим нарицательным: от «водим» - передовой, проводник). Таинственная личность Вадима Храброго, о котором ничего более неизвестно, занимала внимание историографов XVIII века (Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов) и по-разному оценивалась в зависимости от позиции в так называемом «варяжском вопросе».

Первым художественным воплощением этого образа явилось «историческое представление» Екатерины II «Из жизни Рурика» (1786). В пьесе, сочиненной «матушкой», Вадим был представлен как юный честолюбец, безразличный к нуждам народа, участник династической интриги, использующий свое коренное происхождение в борьбе за власть с иноземным, но законным правителем Рюриком, ибо ему (а не Вадиму) Гостомысл завещал княжить в Новгороде. В финале пьесы потерпевший поражение Вадим преклоняет колени перед Рюриком, и тот его великодушно прощает.

Иным предстает Вадим в трагедии Княжнина. Он - не юноша, а муж, умудренный жизнью, доказавший свое геройство на поле брани. Предыстория действия: в отсутствие Вадима и войска «вельможи» затеяли в Новгороде смуту, на подавление которой был призван Рюрик. Одолев мятежников, он стал княжить - скорее в силу обстоятельств, нежели по собственной воле.

Вадим и Рюрик у Княжнина образуют неожиданную для русской классицистической трагедии пару героев-противников. Традиционное противоборство тирана, узурпировавшего власть, и просвещенного претендента (принца, полководца), который действует исходя из интересов народа и в согласии с ним (например, Клавдий и Гамлет в трагедии А.П. Сумарокова), здесь уступает место конфликту правителей, одинаково достойных, способных на самопожертвование. Рюрик отнюдь не тиран. Его «самодержавие», обуздавшее «вельмож-гордецов», не посягнуло на гражданские права. «Единой правды чтя священнейший устав, я отнял ли хотя черту от ваших прав?» - говорит Рюрик, обращаясь к народу. С другой стороны, свободолюбивый Вадим оказывается косвенным защитником тиранства, ибо свобода, которую он желает спасти, на руку вельможам и позволяет «народу зло творить и в мнимой вольности свое тиранство скрыть».

Вадим - человек убеждений. Он ополчается на саму идею княжеской власти, которая развращает самых добродетельных и достойных: «Что в том, что Рурик сей героем быть родился? Какой герой в венце с пути не совратился?»

Благородный Рюрик пытается всеми силами погасить конфликт с Вадимом, готов уступить ему княжество и, наконец, соглашается на восстановление республики. Однако, в согласии с духом просвещенного XVIII в., такое действие нуждается в санкции народа. Народ же, претерпевший уже от вольности, отдает голос в пользу Рюрика и княжеского правления. Произнеся гневный монолог, обращенный к новгородцам («Ты хочешь рабствовать, под скипетром попран? Нет боле у меня отечества...»), Вадим закалывается.

Трагедия Княжнина в лице Вадима открыла нового героя. (Эта тема исследована в работах Г.А. Гуковского.) Традиционный герой трагедии (Гамлет Сумарокова, Росслав Княжнина) исполнял «общественный договор» и следовал «мнению народному». Тиран же пренебрегал этим мнением, оттого всегда был одинок. У Княжнина в одиночестве оказывается В. Это первый положительный герой русской сцены, бросивший открытый вызов «гражданству». Рожденный веком Просвещения, Вадим Княжнина полон иллюзий в отношении народа. Он еще не знает «суда черни», который ведом пушкинскому Борису Годунову, персонажу, созданному другой эпохой. В сознании Вадима не укладывается, что народ способен ошибаться, и потому так потрясен, так раздавлен он выбором народным в пользу рабства, пускай и просвещенного. Мотив индивидуалистического бунта делает Вадима предтечей героев романтизма, противопоставивших себя свету и черни. Среди литературных прототипов Вадима называют шекспировского Брута (трагедию «Юлий Цезарь» в 1787 г. перевел Н.М. Карамзин) - персонажа весьма существенного с точки зрения генеалогии романтического героя.

Принятая к постановке трагедия Княжнина была отозвана автором из театра, после его смерти опубликована в 1793 г. (тираж конфискован и уничтожен); первая публикация (с цензурными изъятиями) - 1871, полный текст напечатан в 1914 г. В несостоявшейся постановке 1789 г. главную роль репетировал П.А. Плавильщиков. Спустя два года этот актер и драматург сочинил собственную трагедию на тот же сюжет, представив Вадима в полном соответствии с тем, как его изобразила Екатерина.

2. Интерес к образу Вадима Храброго сохранялся в русской литературе начала XIX века: «Царь, или Спасенный Новгород» Михаила Матвеевича Хераскова (1800), «Марфа Посадница» Николая Михайловича Карамзина (1803), неоконченная повесть Василия Андреевича Жуковского «Вадим Новгородский» (1803). К.Ф. Рылеев представил Вадима выразителем политических идеалов декабризма (1823).

С образом Вадима связан первый драматургический замысел А.С. Пушкина, относящийся к 1820-1821 гг. Как и у Княжнина, Вадим Пушкина - герой трагедии. От этого неосуществленного замысла сохранились фрагмент первой сцены и наброски сюжетного плана, позволяющие составить некоторое представление о герое и фабуле. Если Княжнин только наметил коллизию романтического героя, то у Пушкина образ героя вобрал характерные черты этого героя. В. молод и, разумеется, влюблен - страстно и восторженно. Здесь первое нарушение канона классицистического героя. (Сравните знаменитую реплику Росслава Княжнина: «Тиранка слабых душ, любовь - раба героя».) Суда по плану трагедии, любовь будет стоить Вадиму жизни: его предаст та, которую он любит. Другая страсть пушкинского героя - вольность. Однако и в этой страсти заключена катастрофа, которую Вадим пережил, когда новгородцы «встречали торжеством властителей чужих», а его, надо полагать, изгнали. Теперь они «кипят и негодуют», их надежды обращены к Вадиму. Но у него на сей счет нет иллюзий: «Неверна их вражда, неверна их любовь». (Непостоянство «мнения народного» - будущая тема «Бориса Годунова».) Сочетание юношеской восторженности и скептицизма, идеализм веры и трезвость жизненных наблюдений, готовность к единоборству со злом - все это черты «истинно романтического» героя. Оставив замысел трагедии, Пушкин принимается за поэму о Вадиме, но и она не была написана.

3. Герой «повести» М.Ю. Лермонтова «Последний сын вольности» (1830-1831), один из тридцати юношей, не пожелавших покориться «дерзостному варягу», перед которым «склонилась гордая страна». Преисполненные жажды мести, они, эти юноши, сражаются с чужеземцами, и все погибают, последним - Вадим.

Любовь и вольность - две страсти пушкинского Вадима - для героя Лермонтова оборачиваются печалями. Вадим любит младую Леду, но та отвечает ему презреньем. Вольность же, которой рыцарски служит Вадим, в его отечестве «уже забвенью предана». (Полная противоположность пушкинскому Новгороду, который «кипит и негодует», открыто демонстрируя «вражду правительству».) Оттого так мрачен герой Лермонтова. Его портрет («бледное пасмурное чело» и взор, выражающий «души глубокую тоску»), хотя и составлен из расхожих метафор романтизма, внутренне оправдан и органичен для героя, которого поэт называет «последним вольным славянином».

Самоубийство Вадима Княжнина, убийство Вадима Пушкина трагичны. Смерть лермонтовского героя столь же трагическая, сколь и возвышенная. Герой погибает в рыцарском поединке с Рюриком; сраженный мечом варяга, он умирает гордо, без стонов.

Три литературные воплощения образа Вадима Храброго складываются словно в один сюжет. Если бы персонаж Княжнина не погиб, он мог бы вернуться в сюжет под маской пушкинского героя, а тому, останься он живым, пришлось бы скрываться «в диких дебрях», где начинается фабула лермонтовской поэмы. Три образа отразили черты общественной ситуации разных эпох (особенно контрастно у Пушкина и Лермонтова, т.е. до и после восстания декабристов). И наконец, они стали вехами в судьбе романтического героя.

С.В. Стахорский



Все словари
Общий словарь
Словарь имен
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Борис Годунов. 1. Герой трагедии А.С. П...
Гамлет - О человеке, пребывающем в пост...

Случайные ссылки:
Валентина - женская форма имени Валенти...
Джибути - государство в Восточной Африк...
Курп, река в Северной Осетии и Кабардин...
Остеокласт (osteoclast) - 1. Крупная мн...
Парестезия (от пара и греческого aisthe...
Синантропы - ископаемые люди, существов...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Нигрин 5 букв
Хлорофилл
В лингвистике
Богиня солнца 9 букв
Аватар 5 букв

Список слов на букву В из 5 букв
Список слов из 5 букв, вторая буква а
Список слов из 5 букв, третья буква д
Список слов из 5 букв, четвертая буква и
Список слов из 5 букв, последняя буква м
Список слов из 5 букв, первая В, последняя м
Головоломки со словом Вадим
Слова из букв слова Вадим из 3 букв
Слова из букв слова Вадим из 4 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru