Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Информация о Китае
Шри-Ланка - страна настоящих людей

Джаз

Джаз - один из музыкальных стилей 20 века, возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.


Джаз (английское jazz) — род профессионального музыкального искусства; возник в Южных штатах Америки на рубеже XIX—XX веков в результате взаимовлияния европейской и африканской музыкальных культур. Происхождение термина "джаз" до конца не выяснено. Современное его написание — jazz — утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Впервые появляется в печати в 1913 году (в одной из сан-франциских газет). В 1915 году вошел в название джазового оркестра Т. Брауна ("Tom Brown’s Dixieland Jass Band"). В 1917 году — появился на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром "Original Dixieland Jazz (Jass) Band". Характерными чертами джаза являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыки фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура и интонационный строй, допускающий отклонения от темперации.
Формирование джаза тесно связано с развитием фольклора афроамериканцев, сложившегося в процессе взаимодействия художественных традиций потомков рабов, вывезенных из Африки, с культурой белого населения США, что нашло свое проявление в таких вокальных формах афроамериканской музыки, как уорк-сонгз (трудовые песни), баллады, спиричуэлс и блюзы. Отмена рабства, последовавшая в результате окончания Гражданской войны Севера и Юга (1861—1865), привела к промышленному подъему в стране и массовому переселению афроамериканцев в большие города, что способствовало урбанизации афроамериканской культуры.
Разновидностью инструментальной музыки является рэгтайм — фортепианный стиль исполнения, развившийся в конце XIX века. Фортепианное музицирование афроамериканцев, так же как и вокальное творчество, переплавленное со временем афроамериканскими музыкантами в инструментальную форму, оказало большое влияние на зарождение и развитие нового рода музыки, который выкристаллизовался к концу XIX века и получил название "джаз".
В течение первых двух десятилетий XX века сформировался новоорлеанский стиль джаза, для которого характерна коллективная импровизация мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритм-группой (ударные, банджо, бас или контрабас, иногда фортепиано). Позднее из него развился чикагский стиль, где уже после коллективного изложения основной мелодии предусматривалась сольная импровизация. В этот период выдвинулись джазовые солисты: трубачи Кинг Оливер, Луи Армстронг, кларнетисты Сидней Беше, Дж. Л. Рапполо, тромбонисты Кид Ори, Джордж Брунис, банджист Джонни Сент-Сир, барабанщик Бадди Доддс.
К началу 30-х годов XX века появился стиль свинг (от английского swing — качаться), связанный с активизацией больших оркестров (биг-бэндов, в состав которых входили 2—4 трубы, 1—4 тромбона, 3—5 саксофонов и ритм-группа). В этом стиле усиливается роль аранжировки. Сольная импровизация чаще исполняется на фоне риффов. Широко применяется перекличка групп оркестра. В период 30—40 годов XX века большую известность приобрели оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дж. Лансфорда, Б. Гудмена, Т. Дорси, А. Шоу, Ч. Уэбба, К. Бейси.
В начале 1940-х годов в результате творческих поисков музыкантов Чарли Паркера (альт-саксофон), Джона Беркса Гиллеспи (труба), Бада Пауэлла (фортепиано), Телониуса Монка (фортепиано) и других был создан стиль би-боп, в котором усложнились мелодика, гармония, ритмика, фразировка. Стиль би-боп открывает эру современного джаза.
В противовес "горячему", нервному би-бопу в 50-е годы возникает стиль кул-боп (буквально прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с композиционными средствами академической музыки, с мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой.
Новые школы импровизационного джаза нашли отражение в практике биг-бэндов, заметно усложнивших образный, интонационный строй музыки, оркестровую фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Риберн) с масси́вным по вертикали гармоническим оркестровым звучанием и так называемое "третье течение", синтезировавшее современную музыку и джаз (Г. Шуллер, Дж. Льюис). Начиная с 50-х гг. XX в. появилось еще несколько различных джазовых стилей: хард-боп (А. Блейки, К. Браун), фри-джаз (О. Коулмен, Д. Черри), модальный джаз (М. Дейвис, Дж. Колтрейн), джаз-рок и фьюжн (Ч. Кориа, Х. Хенкок, Дж. Маклафлин) и др.
Джаз не был замкнутым музыкальным явлением: от взаимодействия с танцевальными ритмами поп-музыки и фольклором различных народов возникли стили босса-нова, соул, рок-музыка. Джазовые музыканты неамериканского происхождения способствовали становлению национальных джазовых школ. Многие элементы и приемы джаза использовали в своем творчестве ведущие европейские и американские композиторы-академисты: Л. Бернстайн, Дж. Гершвин, К. Дебюсси, А. Копленд, Д. Мийо, И. Стравинский и др.
Большой интерес к джазу в СССР проявился уже в 20-е годы XX века (В. Парнах, Л. Теплицкий, Л. Утесов, А. Цфасман). В 1938 году был создан Государственный джаз СССР (рук. М. Блантер, В. Кнушевицкий). С середины 1950-х годов джаз стал профессиональным исполнительским искусством. Были организованы джаз-оркестры О. Лундстрема, Э. Рознера и др. В 1960-е годы возникли многие малые (комбо) исполнительские составы, тяготеющие к современным стилям джаза, получили известность музыканты К. Носов (труба), Г. Гольштейн (альт-саксофон), А. Зубов (тенор-саксофон), Г. Гаранян (альт-саксофон), К. Бахолдин (тромбон), А. Кузнецов (электрогитара), И. Бриль (фортепьяно), Л. Чижик (фортепьяно) и многие другие. Советский диксиленд по стилистике разнообразен: в нем помимо традиционных стилей ("Ленинградский диксиленд" п/у Всеволода Королёва) представлены свинг (оркестр п/у Анатолия Кролла и другие), би-боп ("Каданс" Германа Лукьянова, Давид Голощекин и другие), модальный ("Аллегро" Николая Левиновского и другие), джаз-рок, фьюжн ("Арсенал" Алексея Козлова), фри-джаз (трио Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов), этник-джаз ("Мугам" Вагифа Мустафы-заде и другие). Язык современного диксиленда активно использовали в своем творчестве композиторы Ю. Саульский, М. Кажлаев, А. Эшпай, А. Петров, А. Бабаджанян и др.

Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки



Все словари
Общий словарь
Музыкальный словарь



Случайные ссылки:
Прямодушие - Прямота души, отсутствие л...
База данных, упорядоченная совокупность...
Бувье (французское bouvier — бычий паст...
"Бугатти" (Bugatti), французская компан...
Дюбонне (Dubonnet), красное или белое в...
Манекен - деревянная или пластмассовая ...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Духовые музыкальные инструменты 8 букв
Размер шрифта 5 букв
Города в Румынии 5 букв
Направления в градостроительстве
Мучные изделия 7 букв

Список слов на букву Д из 4 букв
Список слов из 4 букв, вторая буква ж
Список слов из 4 букв, третья буква а
Список слов из 4 букв, последняя буква з
Список слов из 4 букв, первая Д, последняя з
Головоломки со словом Джаз
Слова из букв слова Джаз из 3 букв
Слова из букв слова Джаз из 2 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru