Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Августовский классицизм

Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.).
Император Октавиан был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, с 27 г. до н. э.- император Цезарь Август. После успешной борьбы за власть император объявил себя «принцепсом» (лат. princeps) - первым в сенатских списках. Поэтому этот период называется принципатом Августа. Император имел также звания Верховного жреца (Pontifex Maximus) и Отца отечества (Pater Patriae), он обожествлялся как «сын причисленного к лику богов Цезаря» и в римском народе всячески поддерживался культ Императора, хотя сам Август упорно называл себя «первым среди равных». Октавиан Август с юности отличался осторожностью и рассудительностью, его любимая поговорка: «Поспешай медленно». Он умел привлекать талантливых людей и гордился тем, что при нем храм Януса Квирина был заперт три раза, это означало отсутствие войн на всей территории Римской Империи. В Риме Август учредил культ божества мирного времени - Pax Augusta («Августов Мир») и повелел построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира.
«Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров». Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии. От своих приближенных «он требовал украшать город» и «воздвигать новые памятники, либо восстанавливать и улучшать старые». В архитектуре главным качеством стала декоративность. «Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромности неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности, копии с кариатид Афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса».
Именно в это время греческий ордер стал использоваться в римской архитектуре не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией была стена или аркада из кирпича и «римского бетона» (наполнителя из смеси гравия с цементом), а колонны, чаще полуколонны, приставлялись «для красоты». Типичный элемент подобной архитектурной композиции получил название «римской ячейки». Из всех ордеров римляне предпочитали наиболее пышный - коринфский. Инкрустация и облицовка стен стали непременным приемом; все здания облицовывались разноцветным мрамором изнутри и снаружи. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Светония. В качестве декора использовался не строгий геометризованный орнамент, как это было у греков, а натуральный растительный, в рельефе и росписи - подобный декор появится снова лишь полтысячелетия спустя, в эпоху Готики.
В годы правления Августа, на основе конструкции этрусских ворот, был создан композиционный тип римской Триумфальной арки. Трехпролетная арка Августа была поставлена на Римском Форуме. В эти же годы был выстроен каменный театр Марцелла, внешняя стена которого, по принципу «римской ячейки», предвосхищала экстерьер Колизея. Завоевание римлянами Египта отразилось в сооружении в 12 г. до н. э. пирамиды Цестия, гробницы, в подражание египетским, сложенной из кирпича и туфа и облицованной белым мрамором. Повелением императора в Рим для украшения города привозились египетские обелиски. Один из них в 10 г. до н. э. был установлен в Большом цирке, другой - на Марсовом поле. Строились мосты, акведуки, дороги.
В годы правления Августа работал создатель теории классической архитектуры Марк Витрувий Поллион, канонизировавший ордерную систему, автор знаменитой «Триады Витрувия»: прочность, польза, красота (firmitas, utilitas, venustas). Свой трактат об архитектуре, в десяти книгах (18-16 гг. до н. э.), Витрувий посвятил Августу. Развитие скульптуры проходило под знаком канонизации достижений эллинской классики V в. до н. э., хотя внешне демонстрировались черты обновления.
Это были годы расцвета неоаттической школы, мастера которой по заказам римских патрициев повторяли и варьировали знаменитые статуи древности. В искусстве скульптурного портрета «исчезала чувственность эллинистических образов», ее сменял «классицизм с рационалистичностью», вместо естественности и непринужденности «усиливались ноты официальности... В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Эта норма особенно отчетливо видна в портретах самого Октавиана... Идеализация образа сказывается в портретах августовского классицизма... смягчением конструктивности форм, графической трактовкой складок, одежд, локонов волос, черт лица». Декоративные росписи в интерьерах домов демонстрировали те же качества: предпочтение плоскостности, орнаментальности, статичности, доминирование вертикали и горизонтали. Изысканный растительный орнамент - прототип ренессансного гротеска - был распространен на серебряных и бронзовых сосудах, в аретинской керамике.
Необычайной классичностью отличается знаменитая Портландская ваза из двуслойного стекла - шедевр августовского классицизма. На монетах, геммах тиражировались изображения Божественного Августа в образе Юпитера рядом с Венерой и Марсом, либо в окружении семьи. Все эти произведения демонстрируют черты академического Классицизма, отточенности и ясности форм. Много архитектурных памятников создавалось в римских провинциях. Таков знаменитый «Квадратный дом» в Ниже, храм типа псевдопериптера. Искусство становилось государственной деятельностью. Время как бы останавливалось. Обращение к эллинизму сочеталось с стремлением к монументальности, чистоте стиля.
Историк Ж. Ле Гофф назвал время Августа «шедевром консерватизма». Император сам занимался литературой, писал трагедии, сочинял эпиграммы. Его другом и советчиком был Гай Цильний Меценат (между 74 и 64 гг. до н. э.— 8 г. н. э.), имя которого стало нарицательным. Литературному кружку Мецената покровительствовал император, «направляя» деятельность римских поэтов, подсказывая им желаемые темы и идеи «для распространения в народе». В целом этот период развития римского искусства стал классическим образцом для последующей эпохи Юлиев, Клавдиев и Флавиев (сравн. античный классицизм). После кончины императора месяц его смерти был назван августом.



Все словари
Общий словарь
Архитектурный словарь
Исторический словарь
Словарь по искусству


Ссылки по теме:
Витрувий (Vitruvius), римский архитекто...
Капитолий (латинское Capitolium, Capito...
Кариатида (от греческого karyаtides, бу...

Случайные ссылки:
Бригантина (от итальянского - brigantin...
Паратуннель (paracuniculus, LNH; синон...
Предписание кредитной организации - док...
Связывание – включение в документ указа...
Барбара Бритомарт. Героиня комедии Дж. ...
Быстрая, река на острове Сахалин, впада...
Валидация, придание законной силы, утве...
Владимиро-суздальская школа - одна из н...
Комбикормовый - Свойственный комбикорму...
Криогенные структурные связи грунта - К...
Маринованная свинина с овощами-гриль. ...
Тайшань - в китайской философии священн...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Пастух
Неофит 6 букв
Жасмин 7 букв
Летопись 6 букв
Города в Иране 6 букв
Слова начинающиеся на Авг

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru