Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Добро пожаловать в Чехию!
  • Прага - настоящий рай для любителей шопинга
  • Алхимия

    Алхимия (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11-14 веков. Главная цель алхимии - нахождение "философского камня" ("панацея", "тинктура", "великий эликсир") для превращения неблагородных металлов в благородные, получение универсального растворителя, эликсира долголетия и др. Алхимики разработали методику ряда основных химических операций (кристаллизация, перегонка, фильтрование и другое), получили многие простые и сложные вещества.

    Алхимия - Изыскание способов превращения простых металлов в драгоценные (средние века).


    Алхимия — оккультная наука, уходящая своими корнями в X—XI веках. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia — наливание, настаивание, — указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, то есть Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.
    Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании "химической модели космического процесса" . Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".
    Алхимический язык характеризуется крайним символизмом. Рецепт получения философского камня, изложенный английским алхимиком Джоржем Рипли в "Книге двенадцати врат", гласил: "Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови". В качестве алхимических трактатов дешифруются многие всемирно известные произведения литературы — ряд сказок, библейская Песнь песней, шекспировский "Гамлет", творчество Александра Пушкина, Эдгара По, Александра Дюма-отца и др. Наибольшую известность среди алхимических трактатов получила "Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера".
    По определению философа Роджера Бэкона, "алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения". Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: "Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются". Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой — доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как "искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел".
    Уже в Средние века многие ученые критиковали алхимические эксперименты как бесперспективные. Одним из них был Авиценна: "Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ... Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой". "Темными" классифицировал алхимические трактаты Георгий Агриколла. Данте помещал двух алхимиков в десятом рву восьмого круга "Ада". Согласно ему, алхимия не более чем мошенничество. У С. Бранта алхимики — почтенные жители страны Глупландии. Среди современных исследователей варьируются точки зрения об алхимии как заблуждении, предхимии и сверххимии.
    В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств ("космическая симпатия"). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию — превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера — мужское, постоянное начало; Меркурий — женское, летучее начало; соль — посредник — медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня — символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе.
    Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация — обжиг (Овен); 2) коагуляция — затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация — превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение — прием разделения веществ (Рак); 5) варка — воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция — очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация — возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация — отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение — обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация — медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение — увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание — соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский — построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской — основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен.
    Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др.

    Источники: Рабинович В. Л. Образ в зеркале алхимии. М., 1981; Он же. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Морозов Н. А. В поисках философского камня. СПб., 1909; Жеребцов А. Тайны, алхимиков и секретных обществ. М., 1999; Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995; Теория и символы алхимиков. М., 1995; Лу Куань Юй. Даосская йога: алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Алхимии золотые сны. М., 1995.



    Все словари      
    Общий словарь      
    Исторический словарь      


    Ссылки по теме:
    Близнецы (латинское Gemini), зодиакальн...
    Весы 1. (латинское Libra), зодиакальное...
    Водолей 1. (латинское Aquarius), зодиак...
    Дева. 1. (книжн. поэт.). То же, что дев...
    Золото, а, мн. нет, ср. 1. Один из благ...
    Козерог (латинское Capricornus), зодиак...
    Лев. 1. Лев (Panthera leo), хищное млек...
    Овен (латинское Aries), зодиакальное со...
    Рак. 1. Покрытое панцирем пресноводное ...
    Рыбы (латинское Pisces), зодиакальное с...
    Скорпион. 1. (латинское Scorpius), зоди...
    Стрелец - 1. В Русском государстве 16-1...
    Телец (латинское Taurus), зодиакальное ...

    Случайные ссылки:
    Зложелатель - Тот, кто желает зла кому-...
    Система пожарной сигнализации - Совокуп...
    Знаменитые Николаи.
    ...

    Кальпурний Тит (Calpurnius Titus) (1 в....
    Молния - 1) Гигантский разряд атмосферн...
    Угра, река в Смоленской и Калужской обл...
    Эстоппель, правовой принцип, согласно к...


    Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
     Шкурка
     Десертные вина 8 букв
     Аппетитный
     Деталь 7 букв
     Вольски 10 букв

    Список слов на букву А из 7 букв

    Добавить комментарий



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru