Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Интересно

Грас - мировая столица парфюмерии
Китайский Остров Свободы

Душа

Душа, души, вин. душу, мн. души, душам жен. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.
2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку» Максим Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.
4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа.
5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.
6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.
7. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар.). «Сказуемое - душа предложения.» Потебня.
8. Человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?

❖ По душе (разг.) - 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу?

  • От (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии.
  • В душе - 1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе.
  • Для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке.
  • Без души - 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). Она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (устар.). «Пустился без души домой.» Крылов.
  • Нет за душой у кого (разг.) - 1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет.
  • Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь.
  • Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет. Кривить душой.
  • Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность.
  • Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-нибудь.
  • С души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно.
  • Душу мутит (разг.) - то же значение.
  • Душа не принимает (разг.) - 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения.
  • Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени.
  • В чем душа держится (разг.) - о ком-нибудь очень болезненном, хилом.
  • Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений, вдоволь.
  • Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом.
  • Ни душой ни телом (разг.) - совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т.п. выражения.
  • Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте.
  • Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался.
  • Положить душу за кого-что (книжн. устар.) - и украдет за милую душу.
  • Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью.
  • Мертвая душа - фиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя).
  • Отдать богу душу (устар.) - умереть.
  • Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) - об икоте.
  • Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (прост.) кому - 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни.
  • По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно.
  • За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.

    Толковый словарь Ушакова.

    Душа (древнееврейское ruah, греческое psyche, латинское anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Душа символизирует бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное переселение в другие тела. Прежде чем воплотиться, душа долго выбирает себе сосуд физического тела. В земную жизнь она попадает с целью совершенствования, чтобы победить свою чувственность и очиститься посредством воплощения или переселения. Душа, с одной стороны, является энергетическим центром, символом проявления скрытой в человеке реальности, а с другой — своеобразной энергией, которая способна преодолевать трудности на пути к наивысшему миру. Учение о душе лежит в основе всей системы религиозной морали, так как все нравственные нормы соотносятся со спасением души от греха.
    Вера в душу восходит к первобытным анимистическим толкованиям таких естественных явлений, как дыхание, сновидение, тень, смерть и т. д. Например, индейцы племени наскапи в Канаде представляли душу в виде небольшого пламени, вырывающегося изо рта. Древнеегипетская "Книга мертвых" в числе компонентов человеческого существа выделяет Ка — принцип духовного бессмертия, основу посмертной жизни, эфимерного двойника, сохранность которого была призвана обеспечивать практика бальзамирования целостной "телесной оболочки" усопшего.
    Постепенно миф о душе эволюционирует от представлений о ней как уменьшенной или утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то нематериальном, бесплотном и автономном. Например, у Гомера душа — "психея", — улетая в Аид, отделяется от физического тела, т. е. мыслится как душа умершего человека. Жизнь тела и души происходит как бы в разных мирах. Так, в "Илиаде" во сне к Ахиллу является душа Патрокла и умоляет совершить погребальный обряд сжигания трупа, чтобы его душа нашла успокоение.
    В позднейших религиях представление о душе связывается уже с учением о даровании души Богом при рождении и отторжении ее от тела после смерти. Хотя в иудейской каббалистической традиции душа не сотворена: она выступает эманацией дерева Сефирот и имеет три начала. Первое — душа разумная, второе — чувствующая душа, третья — животная. По учению каббалистов все души эмалировали в один момент.
    В отличие от каббалистов, в иудаистской традиции душа может переселяться не вся, а только ее часть. Если после трех раз воплощения душа не совершенствуется, то в следующем круге воплощения она попадает в более низкие ипостаси. У древних иудеев существовал обряд ибум — обряд замужества вдовы с холостым братом умершего мужа, что давало возможность воплотиться душе покойного супруга.
    По христианскому же мировоззрению душа человека живет один раз. "Отдал Богу душу", — соединился с Богом. Это символ положительной смерти. Противоположность такого исхода — тема мытарей, когда душа потерялась и не может соединиться с Богом. Мотив потерянной души зависит от типа смерти: например, души задушенных матерями младенцев являются потом в виде снов, а души утонувших детей появляются в образе морских уток.
    При этом структура души в различных религиозных системах понималась по-разному. Апостол Павел различал в человеке душу, оживляющую тело, и бессмертный дух, открытый воздействию Святого Духа, нисходящего через душу на еще живого или уже воскресшего человека. Душа, в отличие от духа, всегда находит новое отношение к пространству и времени. Схоластическая философия различает три уровня человеческой души: душа растительная, управляющая элементарными функциями — питание, воспроизводство; чувственная душа, оперирующая органами чувств; разумная душа, ответственная за интеллект и эмоции.
    Китайцы разделяли два вида души: 1) по, которой наделяется человек, и 2) хюн, детерминирующая личность. А в старинных суфийских трактатах выделяется четыре вида души: очищенная, всего лишенная, все осуждающая, вдохновенная и возвышенная. Каждый тип души имеет 10 атрибутов. Например, душа всего лишенная означает невежество, гнев, ненависть, злобу, гордыню, мстительность, зависть, скупость, лицемерие и способность говорить дурное об отсутствующем человеке. Тогда как атрибуты возвышенной души — знание, совершенное терпение, преданность Аллаху, покорность его велениям, справедливость, добрые дела, милосердие, всепрощение, довольство малым.
    Если языческая мудрость признавала наличие души не у всех женщин, а только у тех, кто был посвящен в мистерии, то в мире трубадуров анима имеет отношение только к тонкой чистой любви, которая персонифицируется в образе дамы. В растительном мире аналог воплощения анимы — тамариск, растение из семейства гребешковых. Гребешок из перьев носили на своих шлемах римские легионеры; гребешок стал и атрибутом рыцаря.
    Символика души — дыхания жизни, принципа невидимого бытия — близка символике воздуха, дыхания. Здесь соединяются мужской принцип, или анимус, — средоточие желаний и влечений — и женский, или анима, — принцип вдоха или выдоха воздуха. С точки зрения психологии Карла Густава Юнга, душа связана с подсознанием и с миром бессознательного и имеет четыре уровня: Мария Богоматерь; Беатриче — романтическое представление; София — мудрость, вечная женственность, близость к бессмертию и техническое умение; Ева — мать, женское естество. Это варьирование говорит о принципах либидо и его превращениях, которые происходят в мужчине во время сновидений и в реальных отношениях с женщинами. Проблема анимы как раз и состоит в том, чтобы удерживать в равновесии мужское и женское вещество души, что нашло отражение в символе андрогина.



    Все словари
    Общий словарь


    Ссылки по теме:
    Аид (Гадес, безвидный, ужасный) — у дре...
    Андрогин — мифическое существо, полужен...
    Ахилл (Ахиллес), в «Илиаде» один из хра...
    Гомер (Homeros), легендарный эпический ...
    Китайцы (самоназвание - хань, ханьжэнь)...
    Патрокл - 1) В мифах древних греков дру...

    Случайные ссылки:
    Глобигериновый ил — отложения на дне мо...
    Общечеловеческий - 1) Общий, единый для...
    Отпевание - Церковный обряд, совершаемы...
    Сквозная червоточина - Червоточина, вых...
    Флювиальный - Относящийся к реке или ре...
    Баналитет — в средневековой Западной Ев...
    Буксование - вращение ходовых колес (ил...
    Кинесика, совокупность телодвижений, пр...
    Оберон, спутник Урана. Открыт У. Гершел...


    Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
    Кутаиси 5 букв
    Чудотворец
    Живописец 3 буквы
    Шерсть 12 букв
    Сохранение 9 букв

    Список слов на букву Д из 4 букв
    Список слов из 4 букв, вторая буква у
    Список слов из 4 букв, третья буква ш
    Список слов из 4 букв, последняя буква а
    Список слов из 4 букв, первая Д, последняя а
    Головоломки со словом Душа
    Слова из букв слова Душа из 3 букв
    Слова из букв слова Душа из 2 букв

    Добавить комментарий



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru