Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Венеции
  • Город в городе. Прага еврейская
  • Арбенин

    Арбенин - герой драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» (1834-1836; под настоящим названием первая публикация - 1842; в рукописи - «Маскерад»). Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы «Странный человек» (1831) - Владимир Арбенин, в отрывке «Я хочу вам рассказать» фигурирует Александр Арбенин. У героя «Маскарада» имя пушкинского Онегина - Евгений. Онегин и Германн Пушкина, Чацкий Грибоедова, Ижорский Кюхельбекера - такова литературная генеалогия Арбенина. В этом образе запечатлелись черты героя популярной на русской сцене мелодрамы Дюканжа «Жизнь игрока» - Жоржа Жермани. Бесспорно влияние героев Байрона - Каина, Манфреда, Чайльд-Гарольда.
    В основе образа Арбенина, как справедливо заметил Борис Эйхенбаум, не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского начал. Деятельное стремление Арбенина к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Отделение «высокого зла», мстящего за поругание добра (Арбенин), от обыденного, пошлого, бытового порока (обман, сплетня, предательство, интрига - Казарин, Шприх, Звездич, Штраль) необходимо Лермонтову для превращения мелодраматической фабулы в сюжет социально-философской романтической драмы. Отношения Арбенина с миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные для романтиков (персонажи Байрона - Манфред, Каин, лермонтовский Демон), в герое «Маскарада» получили своеобразное преломление. Арбенин - не нигилист, не релятивист, он верит в существование справедливого Бога, но «там» - за гробом, в вечности. Здесь же, на земле, где «всюду зло - везде обман», мир - хаос. Герой ощущает на своей судьбе «печать проклятья», его жизнь - бесконечное страдание и одиночество. Познав ад существования, Арбенин перед злом не преклонился. Больше того - потенциально он открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка. Любовь нашего героя - это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для Арбенина прозрение (мнимое); герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. Арбенин желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию. Теперь для него «преграда рушена между добром и злом», ему «все дозволено». Он возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда и наказания. Признание собственного избранничества приводит Арбенина к трагической ошибке. Стремление очистить Нину от греха и смертью возвратить ей божественную чистоту оборачивается преступлением, убийством невинной жены. В этой связи чрезвычайно важен образ Неизвестного. С одной стороны, он имеет черты реального человека, с другой - олицетворяет мистические силы зла. Он, как режиссер, ведет Арбенина к убийству, являя собой месть тьмы за его стремление к свету. Гипотетически можно утверждать, что именно Неизвестный (черт под маской) является символическим организатором светской интриги (например, характерно, что на балу, когда Неизвестный видит, как Арбенин всыпает яд в мороженое, он не предотвращает убийство). Однако абсолютно ясно, что возмездие настигает Арбенина не в «наслаждении пороком», а в момент покоя и счастья. Именно поэтому для Лермонтова так важен «прием двойного сострадания». Мировое зло делает Арбенина и жертвой, и преступником. В финале, узнав, что Нина невинна, Арбенин, раздираемый мучительными страданиями, сходит с ума («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Нет спасения романтическому герою, но нет и возврата под власть тьмы. Таким образом, коллизия Арбенина перенесена автором из сферы индивидуальной морали и психологии в план общечеловеческого бытия. Необходимо отметить, что не только логика демонического героя ведет Арбенина к преступлению: «Мне ль быть супругом и отцом семейства

    ...который испытал
    Все сладости порока и злодейства?»

    В структуре «Маскарада» месть гордой души, как черта «негативного, разрушительного воодушевления» (Р. Гальцева), есть протест против социального порядка. Арбенин, уставший от «борьбы с самим собой», познавший боль, страдания и страсти, навсегда остался изгоем, обреченным на вечное одиночество. В прошлом игрок, презревший «закон людей, закон природы», Арбенин не приемлет пошлости света. Мир масок, шулеров и подлецов, мир интриги, сплетни и обмана,- бесконечно враждебен герою. Он здесь чужой, и общество мстит ему за это.

    Н.С.Пивоварова

    Образ Арбенина претерпел ряд изменений, сюжетных и характеристических, в разных редакциях «Маскарада». Отличие первых трех: Арбенин не узнал о том, что Нина невиновна - драма заканчивалась появлением доктора, который констатировал смерть. Чтобы отомстить Звездичу, Арбенин вступал в общество шулеров, возглавляемое Казариным, и те, по его наущению, обыгрывали князя, в чем и состояла месть героя; сцена публичного оскорбления Звездича отсутствовала. Арбенин в ранних редакциях вплотную примыкал к Демону. Эти демонические черты сохраняются и в четвертой редакции, признанной канонической. Однако в ней романтическая патетика образа приобретает психологическую мотивировку; усиливается социальная тематика, выраженная в монологах-инвективах, адресованных свету. Образ Арбенина как бы движется от Демона к будущему Печорину. Последняя тенденция отчетливо проявилась в пятой редакции, которая иногда рассматривается как самостоятельная пьеса. В ней имя героя сделалось названием драмы, исчезает маскарад как место действия и образ-символ. Нина на самом деле изменяет Арбенину. Он же не убивает Нину, а только разыгрывает сцену мнимого отравления. Убедившись в измене жены, Арбенин оставляет свой дом; его уход отчасти напоминает бегство Чацкого. Столь существенные изменения образа обусловлены пониманием исчерпанности романтического героя, поисками иного «героя нашего времени».
    Роль Арбенина, предназначавшаяся П.С. Мочалову, так и не была сыграна великим трагиком по причине цензурного запрета пьесы. Первым исполнителем этой роли стал В.А. Каратыгин (1852). Среди наиболее ярких интерпретаторов образа следует назвать Юрия Юрьева в постановке Всеволода Мейерхольда (1917) и Николая Мордвинова в фильме Сергея Герасимова (1941) и спектакле Юрия Завадского (1952).



    Все словари      
    Общий словарь      
    Словарь литературных персонажей      


    Ссылки по теме:
    Нина - женское имя, происходит от грече...
    Печорин — главный персонаж романа М.Ю.Л...
    Чайлд-Гарольд (англ. Childe Harold) - г...
    Чацкий — герой комедии Александра Грибо...

    Случайные ссылки:
    Безрыбица - То же, что безрыбье....
    Агрессивный портфель - портфель активно...
    Берлад, город и область в 11-13 веках в...


    Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
     Ритуальный 16 букв
     Воображение 5 букв
     Дерматология 12 букв
     Вайоминг
     Душистая 4 буквы

    Список слов на букву А из 7 букв

    Добавить комментарий



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru