Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Василий Тёркин

Василий Тёркин - герой поэм А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945) и «Теркин на том свете» (1954-1963). Литературный прототип Василия Тёркина - Вася Теркин, герой серии фельетонов в сатирических картинках с подписями в стихах, публиковавшихся в газете «На страже Родины» в 1939-1940 гг. Он был создан при участии Твардовского в редакции газеты по типу героев «уголка юмора», одним из обычных персонажей которого был «Протиркин» - от технического слова «протирка» (предмет, употребляющийся при смазке оружия). Герой романа П.Д. Боборыкина «Василий Теркин» (1892) не имеет отношения к Василию Тёркину советского писателя. Твардовский объясняет, что фамилия «Теркин» была сконструирована от глаголов «тереть», «перетирать» и т.п. Вася Теркин имеет фольклорные корни, это условный, лубочный персонаж, «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый», его неправдоподобные подвиги, облекаемые в почти сказочные формы, забавляли бойцов в часы отдыха. Еще один литературный прототип Тёркина - Иван Гвоздев, герой серии фельетонов в газете «Красная армия», в создании которого участвовал Твардовский во время Великой Отечественной войны.
Образ Василия Тёркина сложился у Твардовского в результате наблюдений реальных военных будней на фронте, где он присутствовал в качестве военного корреспондента. Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам А.М. Туркова, Василий Тёркин, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За бывалостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ Тёркина приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере Тёркина, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. Василий Тёркин стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль Уленшпигель Ш. де Костера и Кола Брюнъон Р. Роллана.
После окончания войны и публикации первой поэмы о Тёркине читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни нашего героя в мирное время. Сам Твардовский считал Василия принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, Василий Тёркин демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).
После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». Однако Тёркин во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).
Послевоенного Василия Тёркина с триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры А.Д. Папанов (режиссер В. Плучек). Читатель просил у Твардовского продолжения Тёркина. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И Василий Тёркин и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Л.Г. Вязмитинова



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей



Случайные ссылки:
Немеркнущий - 1) Нетускнеющий, не утрач...
Поучающий - Выражающий поучение, назида...
Фенестрация стремени (fenestratio stape...
Крыжовник (обл.) кружовник, а, мн. нет,...
Лаппенранта (Lappenranta), город в Финл...
Молочнокислые продукты, кисломолочные п...
Пранбури, река в Таиланде на перешейке ...
Уланов - Иван Матвеев в фильме «Мои уни...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Вязанка 5 букв
Находка 6 букв
Излучение
Мелвилл
Бромид 13 букв
Слова начинающиеся на Вас

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru