Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Рассказы о Великобритании
Хорватия - страна для путешественников

Пифагореизм

Пифагореизм, религиозно-философское учение в Древней Греции 6—4 веках до нашей эры, исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, которое было одновременно философско-научной школой, религиозно-магическим союзом «посвященных» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политической организацией. Первое письменное изложение пифагореизма дал Филолай, от которого, как и от Иона Хиосского, остались немногочисленные фрагменты. С конца 5 века пифагореизм стал постепенно сближаться с сократо-платоновской философией. Окончательное оформление пифагореизма относится ко времени позднего Платона и древней Академии платоновской. Архит Тарентский (1-я половина 4 века) был последним крупным представителем пифагореизма. В 1 веке до нашей эры идеи пифагореизма стали отправным пунктом развития неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 века (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Нумений и др.).
В отличие от ионийской школы, стремившейся свести всё существующее к той или иной материальной стихии, пифагореизм обращал основное внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрическую структуру, которую он соединял с акустикой и астрономией. В основе пифагореизма лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, которое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре, математизация музыки). В пифагореизме возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица — как уход в неопределённую даль, троица — как первое оформление этой бесконечности, четверица — как первое телесное воплощение этой триадической формы и так далее. Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами. Тоны, полутоны и ещё меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики. Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определённой комбинации правильных геометрических тел и выявляла определённую материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью её консистенции.
Учение пифагореизма о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское учение о переселении и вечном круговороте душ.
Философскую систематизацию древнейшего мифологического представления о так называемых бинарных оппозициях представляет собой пифагорейское учение о противоположностях. Среди них выделяются 10 основных: предел (конечное) и беспредельное (бесконечное), нечётное и чётное, одно и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадратное и продолговато-четырёхугольное. Музыкально-этическое «согласие» противоположностей Филолай называл гармонией.
Наконец, пифагореизм проповедовал аскетизм в античном смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое — постоянного музыкального воздействия, сосредоточивания в себе и восхождения к высшим областям бытия, так что музыка, философско-мистическая медитация и практическая медицина почти отождествлялись в пифагореизме.
Идеи пифагореизма получили распространение не только в античности, но также в средние века и в новое время.



Все словари
Общий словарь
Исторический словарь


Ссылки по теме:
Пифагор (Pythagoras) Самосский (около 5...

Случайные ссылки:
Запашник - Сельскохозяйственное орудие,...
Gnote — программа для создания заметок,...
Гвалиор (Гвалияр, Гвалиур), княжество в...
Лифляндия (немецкое Livland), 1. Немецк...
Тиграи, народ в Эфиопии и Эритрее. Обща...
Хуба - река в Новгородской области Росс...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Богини Луны 5 букв
Тигровый глаз 5 букв
Акведук
Булгари
Иламатекутли

Список слов на букву П из 11 букв
Список слов из 11 букв, вторая буква и
Список слов из 11 букв, третья буква ф
Список слов из 11 букв, четвертая буква а
Список слов из 11 букв, пятая буква г
Список слов из 11 букв, шестая буква о
Список слов из 11 букв, седьмая буква р
Список слов из 11 букв, восьмая буква е
Список слов из 11 букв, девятая буква и
Список слов из 11 букв, десятая буква з
Список слов из 11 букв, последняя буква м
Список слов из 11 букв, первая П, последняя м

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru