Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Карнавал в Венеции: спектакль на улицах древнего города
  • Остров желаний. На Родосе они сбываются
  • Ад

    Ад (преисподняя, пекло) — согласно большинству вероучений место наказания душ умерших грешников. В дохристианскую эпоху существовали наглядно-материальные представления о потусторонних карах, которые описывались как подобные земным пыткам и казням. Они, в частности, присущи мифологиям, связанным с египетским культом Осириса или греческим Аидом. В Новом Завете ад характеризуется как место, где будет плач и скрежет зубов; ад определяется как мука вечная, тьма внешняя. Ад также уподоблен печи огненной, с огнём, опаляющим недостойных. Но одновременно ад рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами (чертями) в роли усердных палачей; как место пыток, применяемых за различные категории грехов (причём виновный терпит наказание, отвечающее роду преступления: клеветник, грешивший языком, за язык и подвешен и т.д.). Тысячелетняя литературно-фольклорная традиция, содержавшая различные представления об аде получила поэтическое выражение в "Божественной комедии" Данте (14 век), где ад изображается как подземная воронкообразная пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара; склоны пропасти опоясаны концентрическими уступами, кругами ада (их девять), в каждом круге мучаются определённые категории грешников. В дантовом аде протекают реки античного аида, образующие как бы единый поток, превращающийся в центре земли в ледяное озеро Кокит; Харон — перевозчик душ умерших античного аида, в дантовом аде превратился в беса; степень наказания грешникам назначает Минос (один из судей античного аида), также превращённый у Данте в беса. В девятом круге, в самом центре вселенной, — вмёрзший в льдину Люцифер, верховный дьявол, терзает в своих трёх пастях главных грешников.


    Ад — место посмертного наказания за грехи, символизирующее неотвратимость возмездия. Мифологема об аде присутствовала во всех религиозных учениях.
    Местоположение ада часто связывалось с западом как стороной света, что было вызвано ассоциациями с закатом солнца. Существует мнение, что путешествие на запад в доколумбовы времена табуировалось его инфернальным истолкованием в сакральной географии. Да и плавание Христофора Колумба в 1492 совпало — и, возможно, было им обусловлено — со всеевропейским ожиданием конца света. По мнению Г. Вирта, этноним "Америка" ведет происхождение вовсе не от Америго Веспучи, а от древнего названия земли ада. Другое ее наименование — "Зеленая страна" — вызывает параллели с Гренландией — страной льдов, вовсе лишенной какой-либо зелени. Символика доллара — зеленая цветовая семантика и перечеркнутые петлей параллельные Геркулесовы столбы — трактуется некоторыми эзотериками исходя из традиции определения местоположения ада на Западе.
    По другой версии, ад располагается в подземном мире. Там он размещался, например, в православной модели мироздания. О "бесконечной пропасти подземного пламени" говорил Иоанн Лествичник. "Учение, что ад находится во внутренности земли, — пишет монах Митрофан, — есть учение православной церкви". Тезис, что адское пламя бушует под землей, Григорий Великий аргументировал указанием на извержения вулкана. Другим аргументом служил факт бьющих из-под земли холодных источников. В апокрифических евангелиях сообщалось о нисхождении в подземный ад Христа, выведшего оттуда ветхозаветных праведников. Душа Иисуса спустилась в ад, когда его тело лежало в гробу. Достоверность этой легенды разделяли Ириней, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский и др. Правда, высказывалось мнение — в частности, Иоанном Златоустом, — что схождение Христа в ад означало ликвидацию последнего.
    Существовали разночтения в определении места вхождения в ад. Вергилий находил его в Кумском ущелье острова Эвбея. По другой версии, ворота ада располагаются в Ирландии. Так, через одну из ирландских пещер пытался проникнуть туда святой Патрик. Исидор Севильский полагал, что вход в ад находится в кратере вулкана Этна. Григорий Великий писал об адском огне, извергаемом из горных жерл Сицилии.
    Ад имеет вертикальное строение, простираясь глубоко во внутренность земли. Наиболее разработанную картину представил Данте, описав девять кругов ада. В верхнем круге пребывают младенцы, умершие до крещения, а также добродетельные нехристиане. Дальнейшие круги предназначались для сладострастников, чревоугодников, скупцов и расточителей, еретиков, насильников, льстецов, лицемеров, воров. Различные отсеки в виде пропастей и щелей отводились для той или иной категории грешников. Через символику адских кругов раскрываются средневековые представления о грехе. Протекающая через ад река Флегетон состоит из кипящей крови, находящееся в его пределах озеро Коцит — из сплошного льда. Попасть в сферу ада можно, лишь преодолев реку Ахерон, через которую перевозит души умерших лодочник Харон. Тертуллиан полагал, что ад отгорожен от земного мира огненной стеной.
    Подземное расположение ада фигурирует и в талмудическом иудаизме. Иудейский ад — шеол — переводится как "преисподняя". Другое наименование ада — геин — приобрело в русском языке звучание "геенна". Правда, в саддукейском иудаизме, где отсутствовало учение о посмертном воздаянии, в шеол попадают как грешники, так и праведники. Вход в иудейский ад находился в оскверненной, как свалка нечистот, долине Энном, в которой прежде осуществлялись жертвоприношения Молоху.
    Согласно Корану, грешников толпами бросают в ревущую геенну. Мусульманский семиярусный ад находится под семью землями. Тяжесть наказания усиливается по мере углубления ярусов. В один из них низвергнутые грешники летят сорок лет, а на гору Сауд поднимаются семьдесят. По другому толкованию, грешники в аду вовсе не передвигаются, а пребывают в зобах гигантских черных птиц. Третьи мусульманские богословы полагали, что ад — это 30-тысячеголовый дракон. Каждая из его голов имеет 30 тысяч пастей, в каждой — по 30 тысяч зубов, которые в 30 тысяч раз больше горы Оход. К губам дракона прикреплена железная цепь, состоящая из 70 млн колец. Каждая из четырех ног чудовища размером в 1 млн лет пути. Изрыгаемое им адское пламя в 70 раз сильнее земного огня.
    Григорий Нисский первым из христианских богословов высказал мысль, что под адом следует понимать не место, а внутреннее состояние. Такую трактовку разделял идеолог обновленчества А. Введенский. Взгляд на ад как внутреннее состояние человека преобладает в протестантской теологии. Описание ада приобретало вместо буквального символическое истолкование. Отсутствует единство в интерпретации адских мук, определяемых то как телесные, то как нравственные страдания. Духовные мучения заключаются прежде всего в переживании самого факта утраты райского блаженства. Грешники в аду друг друга не видят, но лицезреют райские кущи праведников, что усиливает их страдания. Святой Дмитрий Ростовский писал, что "грешники, находясь в муках, узрят тех, которых в жизни сей ненавидели, гнали, опечаливали, озлобляли, мучили и убивали. Каин увидит Авеля, Ирод — Иоанна Крестителя и т. д.".
    Но, несмотря на то что душа представляет собой не плотскую субстанцию, приоритет отдается телесным экзекуциям. В Новом Завете сообщается об "огне неугасающем" и "черве неумирающем". Тема адского пламени постоянно присутствует в символике преисподней. Григорий Великий утверждал, что инфернальный огонь существовал от начала мира. В "Словаре библейского богословия" (Брюссель, 1974) огонь трактуется аллегорически: "Говоря об аде, Иисус имеет в виду прежде всего потерю подлинной жизни, разлучение с ним, а не традиционную картину ада, принятую в его эпоху". "Червя неумирающего" Василий Великий характеризует следующим образом: "Какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни".
    Адские кары дифференцировались по видам греха. Неумирающий червь истязает ростовщиков, барышников, пьяниц. В огненной реке мучаются прелюбодеи, блудники, волхвы, воры и разбойники. В кипучей смоле варятся "глумотворы-пересмешники", сквернословы, душегубы. Грабители, еретики и клеветники томятся в "пропастях неисповедимых, глубоких". Повешением за язык караются ябедники, доносчики, злоязычники и идолопоклонники. В рыданиях пребывают свирельщики, плясуны-гудочники и волынщики. Неблагочестивые иереи, неправедные судьи и немилостливые гордецы находятся в заточении в "местах студеных, погребах глубоких", где господствуют "морозы лютые". Змеи ядовитые жалят мужей-беззаконников, жен-беззаконниц и младенческих душегубов. Комбинированное наказание предусмотрено для пьяниц, карающихся червем, рекой огненной, смолой кипучей, пропастями, смрадом и т. п. Кроме того, они возят дрова для топки адских печей и воду для приготовления кипятка. Ростовщики выгребают голыми руками угли из адских печей.
    По Талмуду, грешники подвергаются истязанию огнем и морозом. После горения в адском пламени в течение всей недели в субботу они закапываются в снеговые горы.
    Детально разрабатывалась картина адских мук в исламском инфернализме. Самым легким из наказаний является ношение огненных сандалий. Сила огня доводится до такой степени, что мозги грешников начинают кипеть, подобно воде. Когда кожа наказуемых испепеляется, они тотчас получают новую. Таких смен кожи может происходить по 70 тысяч раз за день. Грешник мечется между пламенем и кипятком. Его преследует непроходящая зубная боль. Между кожей и мясом с большой скоростью двигаются черви, кусающие грешника.
    В целом темный, подземный мир ада воспринимался как сфера действия Сатаны. Графическим символом ада являлся прямоугольник, его животным олицетворением — осьминог.



    Все словари      
    Общий словарь      
    Мифологический словарь      


    Ссылки по теме:
    Аид (Гадес, безвидный, ужасный) — у дре...
    Коран - (от арабского аль-куран - чтени...
    Осирис (Озирис), в древнеегипетской миф...
    Сатана — в иудаизме и христианстве глав...
    Харон, в греческой мифологии перевозчик...

    Случайные ссылки:
    Адам - 1. (еврейское «человек»), в библ...
    Луноход - Автоматический самоходный апп...
    Лупоглазый - Имеющий большие круглые гл...
    Прегангрена (pregangгепе) - предпоследн...
    Тератоген (teratogen) - вещество или фа...


    Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
     Минотавр 3 буквы
     Крепкий спиртной напиток 5 букв
     Фолликул 6 букв
     Бремен
     Города в Ростовской области 4 буквы

    Список слов на букву А из 2 букв

    Добавить комментарий



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru