Эмиль Антуан Бурдель (Bourdelle) (30.10.1861, Монтобан, - 1.10.1929,
Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе
(1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и
Родена (1893-1908). Преподавал в студии Гранд
Шомьер (1909-1929). Произведения Бурделя конца 1880-х - начала 1900-х годов, с
их подчас неистовой экспрессией ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза,
1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего
построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов,
Бурдель творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики,
европейского средневекового искусства; произведения Бурделя отличаются единством
конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной
обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного
построения ("Геракл, стреляющий из лука", 1909, "Пенелопа", 1909-1912, "Сафо",
1924-1925, - все бронза). В портретах ("О. Роден", бронза, 1909; "А. Франс",
бронза, 1919) Бурдель выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике
К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915-1923), в установленных в Париже статуе
"Франция" (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909-1929) стремился
выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Бурделя 1920-х годов
появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Бурдель работал также
как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество
Бурделя, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное
место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 века.
Большая советская энциклопедия
Ссылки на эту страницу