Василий Андреевич Каратыгин [26.2 (10.3).1802, Петербург, 13 (25).3.1853,
там же], сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе,
служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с
А. А. Шаховским и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком
классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре
в роли Фингала (одноименная трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам
прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с
А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым,
К. Ф. Рылеевым,
В. К. Кюхельбекером), Каратыгин после
подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем
этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы
определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика,
монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность
поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид"
Корнеля), Ипполита ("Федра"
Расина). Пользовался большим успехом в ролях
романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия
петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого
театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов
("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский"
Кукольника), Иголкин ("Иголкин, купец
Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин
подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло,
стремление захватить престол - у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет"
Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии
вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский,
Н. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили парадно-декоративное искусство
Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское
творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его
игру, - писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина", - вы
беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы...". Общий процесс
развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления
со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство
артиста обрело черты естественности, психологические глубины. "...Его игра
становится всё проще и ближе к натуре...", - отмечал Белинский в статье,
посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме "Велизарий" Шенка (1839).
Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа
дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга,
1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего
при работе над ней множество литературных источников и иконографических
материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.
Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова,
1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852,
Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова,
отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене
более 40 пьес (в том числе "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца,
"Король Лир", "Кориолан" Шекспира, и др.).
А. Я. Альтшуллер.
Ссылки на эту страницу