![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Антона Брукнера (Anton Bruckner) • Австрийские композиторы • Биографии композиторов • Знаменитые Антоны
В молодые годы Брукнер работал помощником школьного учителя, служил в различных канцеляриях. Одновременно изучал теорию композиции, много занимался игрой на рояле и органе, и все растущее влечение к музыке заставило его целиком отдаться любимому искусству. Уже в 1840-х годах он пробует свои силы в композиции и приступает к сочинению мессы и реквиема. С 1845 года работал органистом в монастыре святого Флориана, а в 1856-1868 годах соборным органистом в Линце. Периодически (с 1855 до 1861 года) Брукнер выезжал в Вену, где брал уроки контрапункта у профессора консерватории С. Зехтера. Важную роль в формировании музыкально-эстетических взглядов композитора сыграли его занятия с жившим в Линце виолончелистом и дирижером О. Кицлером. К 1865 году относится личное знакомство Брукнера с Р. Вагнером (во время поездки Брукнера в Мюнхен). Состоявшееся тогда исполнение "Тристана и Изольды" Вагнера произвело на Брукнера сильнейшее впечатление. В 1868 году Брукнер переехал в Вену, где вскоре стал профессором консерватории по классу органа, гармонии и контрапункта. Он давал также органные концерты в Вене, Париже, Лондоне и имел большой успех как один из лучших импровизаторов на органе. С 1875 года Брукнер читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете (в числе его слушателей - Г. Малер). Будучи безраздельным поклонником Вагнера и посещая байрейтские постановки вагнеровских опер, Брукнер принадлежал к вагнеровскому лагерю музыкальной Вены (в противоположность Брамсу, вокруг которого сплотились противники вагнеровского направления). Основной сферой деятельности Брукнера, начиная с середины 60-х годов и до конца жизни, было симфоническое творчество. Его перу принадлежит 9 симфоний и ряд культовых сочинений. Но именно в симфониях сосредоточены наиболее характерные черты творчества композитора. Все его симфонии отличаются известной однотипностью схемы построения, имеющей черты общности с внутренней структурой первых трех частей 9-й симфонии Бетховена. От Бетховена Антон Брукнер воспринял героические и философски-возвышенные образы, от Шуберта - песенность и жанровость, связанные с венским музыкальном бытом, а также романтический культ природы. В тематизме симфоний Брукнера, в утонченном и красочном гармоническом языке и в зачастую пышной и колоритной инструментовке заметно сильное влияние Вагнера. Некоторые начальные темы его симфоний напоминают отдельные лейтмотивы фанфарного характера из вагнеровских опер. Проявляются в музыке композитора и культовые элементы. Так, в некоторые части своих симфоний он включал католический хорал. При грандиозности симфонических концепций Брукнера и выразительности тематического материала его музыка звучит подчас риторично и производит иногда впечатление некоторой расплывчатости формы. Возможно, что в этом причина сравнительно малой ее популярности. Симфонии Брукнера при его жизни долгое время почти не исполнялись. Так, между первым и вторым исполнением его 1-й симфонии прошло 25 лет, 6-я симфония была исполнена спустя 20 лет после ее создания и т. д. Широкую известность как композитор Брукнер приобрел лишь в старости, когда в 1884 году под управлением А. Никиша прозвучало одно из лучших творений композитора - его 7-я симфония. Симфоническое творчество Антона Брукнера при всех его противоречиях явилось важным этапом развития западноевропейского симфонизма в его позднеромантической стадии. Это обусловлено большой выразительной силой музыкальных образов композитора. Наследуя традиции симфонизма венской школы, творчество Брукнера в значительной степени определило пути дальнейшего развития немецко-австрийского симфонизма, вплоть до Густава Малера. М. Ю. Миркин. Добавить комментарий к статье • Австрийские композиторы • Биографии композиторов • Знаменитые Антоны
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |