| |||||
Лев Толстой (Leo Tolstoy). Восставший против лжи • Биография Льва Толстого • Афоризмы Толстого • Великий максималист • Лев Толстой как зеркало революции, которая не ... • Смерть Толстого • Лев - царь писателей • Как Лев Николаевич любил Александра Ивановича • Интересные факты • Произведения • Отзывы о Льве Толстом • Новости • Русские писатели • Биографии писателей • Девы (по знаку зодиака) • Знаменитые люди по имени Лев • Интересные факты о людях • Интересные факты о писателях Добавить отзыв о человеке «…Как силен не высказываемый заговор людей о том, чтобы скрыть сознание своей несвободы…» – так записал в блокноте человек, который больше всего боялся это скрывать. Самая скромная в мире могила – без имени и фамилии, без дат рождения и смерти, без памятника, без скамеечки, чтобы посидеть рядом и помянуть, – всего-навсего чуть возвышающийся над землей вытянутый прямоугольник с невысокой травой и вкраплениями простеньких полевых цветов, выросших из залетных семян. Под этим холмиком покоится человек, чей дух, не упокоенный ничем, бросил его напоследок к российским равнодушным рельсам, приведшим на станцию Астапово. Почти сорока годами раньше Лев Толстой был потрясен самоубийством Анны Пироговой, которая из-за несчастной любви бросилась под поезд. Так в нем начался роман «Анна Каренина». В 1966 году Жаклин Кеннеди в своей нью-йоркской квартире мне сказала: – Знаете, в тот момент в Далласе я вдруг почувствовала себя, как Анна Каренина под поездом… В 1968 году мой друг, бывший моряк, чилийский Джек Лондон, как его называли, – Франсиско Колоане затащил меня в незамысловатое публичное заведение в Пунта Аренас, недалеко от Огненной Земли, где он в юности был влюблен в столь же юную утешительницу одиноких мужчин. Ей он хотел помочь выпутаться, но она умерла от туберкулеза. Хозяйка, которая во время оно тоже была утешительницей, встретила Франсиско, как близкого родственника, – сходили на кладбище, поплакали, повспоминали. Над кроватью одной из обитательниц заведения висела фотография, выдранная из книги. Я не поверил глазам – это был Лев Толстой, босой, в белой рубахе, заложивший руки за пояс. «Кто это?» – спросил я. «Отец», – кратко ответила женщина. «Но мне кажется, что это Лев Толстой», – стараясь быть как можно тактичней, настаивал я. «Ну и что? А почему он не может быть моим отцом?» – резко оборвала разговор женщина. Она не читала «Анны Карениной». Но прочла по-испански другой роман Толстого «Воскресение», подаренный ей мотористом из Макао, и в истории Катюши Масловой увидела саму себя. Вот какую дочь Толстого я нашел в Патагонии. Великое искусство – это всегда великое отцовство. Толстой сам сказал об этом в одном из писем: «…не говорите мне про нее (про Анну. – Е.Е.) дурного или, если хотите, то с menagement (осторожностью. – Е.Е.) – она все-таки усыновлена». Усыновляя, или точней – удочеряя, он удочерял множество женщин не только настоящего, но и будущего. Пастернак писал, обращаясь к Христу: «Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста». Причина непонимания романа «Анна Каренина» современниками (даже Салтыковым-Щедриным, который трактовал его содержание как абсурдное) была в том, что объятия романа были раскрыты не просто для многих, а для всех сразу. Иван Иванычу, конечно, лестно, если хотят обнять его лично. Но, если вместе с ним хотят обнять и Петра Петровича, которого Иван Иваныч люто ненавидит, ему станет смертельно обидно. Одинокого человека – Толстого – понял другой великий одинокий человек – Достоевский, назвавший «Анну Каренину» совершенством. Но большинство человечества, а может быть, всё, без исключения, – это тоже одинокие люди. Именно поэтому раскинувший руки по концам креста Толстой принял в объятия слишком многих – от той женщины из Пунта Аренас до Жаклин Кеннеди. Творчество великого художника – это письмо сразу всем. Если Флобер говорил о мадам Бовари: «Эмма – это я», то Толстой мог то же самое сказать об Анне Карениной. Сибаритские черты его жизни – в Стиве Облонском, его былой офицерский шарм – во Вронском, его полуидеалистическое-полупрактическое правдоискательство – в Левине, но все-таки Толстой – это не они, а именно Анна. Кутила, съевший не одну тысячу английских бифштексов, он стал убежденным вегетарианцем, заболев духовным голодом. Великосветская красавица Анна заболела голодом по любви. Глубоко религиозный Толстой стал антиклерикалом, и его отлучили от церкви за «ереси». Религиозная Анна, как и он, разрывается от удушающего ее отвращения к лицемерию. Уже почти решившаяся на самоубийство, она видит, как крестится ее сосед в поезде. «Интересно бы спросить у него, что он подразумевает под этим», – с злобой взглянув на него, подумала Анна». Толстой высоко ставил понятие «семьи» как некой нравственной личной церкви, но разочаровался и в ней, ибо за ширмой так называемого «взаимного уважения» увидел гибель любви. Вспомним, что говорит об этом Анна: «Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где была любовь». Отдавший дань светской столичной болтовне, Толстой бежал в Ясную Поляну в поисках «опрощения», но и там среди своих близких и крестьян увидел не простоту, а столь отвратительное ему усложнение жизни ложью. И Анну Каренину раздражают перед самоубийством почти все лица, проходящие перед глазами: «Зачем они говорят, зачем они смеются? Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло!..» Георгий Адамович проницательнейше догадался, чем Толстой превосходил всех других, даже самых талантливых писателей, – он ставил чувства людей выше событий и утверждал чувства как главный, скрытый от глаз, механизм истории: «Пушкин – это русская империя, это русская культура в ее имперском величаво-стройном преломлении, а Толстому ни до каких империй (и глубже – вообще до истории) дела нет, потому что он занят мыслями, которые до них родились и, наверно, их переживут… В романах Толстого может показаться устарелой, отжившей только их оболочка – как отчасти это произошло с «Анной Карениной», – но не сущность. Их общее безответное «Зачем?» останется без ответа и в двадцать пятом или в тридцатом веке». Как-то я прочел, что, начиная с шумерских времен, на земном шаре было 18 тысяч войн. Если мира нет в семьях даже из нескольких человек, как может быть мир в семье многомиллионного человечества? Это Толстой начал понимать еще в молодости, под севастопольскими пулями. Он, в отличие от многих писателей, бесстрашно начал развеивать романтический ореол вокруг самого понятия «война» и в севастопольских рассказах, и в «Хаджи-Мурате», и на лучших страницах «Войны и мира». Да и в своей сочной сатирической песне, которую он написал, может быть, с помощью своих дружков офицеров, да и солдатушек-ребятушек, таким же хитрым макаром, как солдат бабе щи варил из топора, а потом распевал эту песню под чарку водки где-нибудь на брустверах во время краткого междупулия. Может, это прозвучит совсем неожиданно, однако, похоже, что у истоков «авторской песни», несмотря на его сложное, любовно-осторожное отношение к поэзии, стоял не кто иной, как граф Лев Толстой. Не нужно большого воображения, чтобы представить не только сочинителем, но и прирожденным исполнителем толстовской, к сожалению, забытой «Песни про сражение на реке Черной…» не кого-нибудь, а Володю Высоцкого, в его молодой лихой форме. Балладная повествовательность, вкрапления прямой речи, язвительная афористичность – всё это через столетие станет отличительной чертой песен-монологов таганского барда. Виктор Шкловский с присущей ему остротой сопоставлений заметил, что зарево московского пожара 1812 года, полыхающее на страницах «Войны и мира», Толстой увидел с Малахова кургана в Севастополе во время Крымской войны. Бестолковщина, свидетелем которой был Толстой в сражении на реке Черной, легко прочитывается в описании Аустерлицкого сражения. А у самой толстовской песни оказалось далекое и живое эхо. «Гладко было на бумаге…» – это, чуть изменив Толстого, мы не без основания повторяем гораздо чаще, чем хотелось бы. Из песни слова не выкинешь. А из песни, написанной Львом Толстым, тем более. Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г. Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы отбирать. Барон Вревский генерал К Горчакову приставал, Когда подшофе. «Князь, возьми ты эти горы, Не входи со мною в ссору, Не то донесу». Собирались на советы Все большие эполеты, Даже Плац-бек-Кок. Полицмейстер Плац-бек-Кок Никак выдумать не мог, Что ему сказать. Долго думали, гадали, Топографы всё писали На большом листу. Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги, А по ним ходить… Выезжали князья, графы, А за ними топографы На Большой редут. Князь сказал: «Ступай, Липранди». А Липранди: «Нет-с, атанде, Нет, мол, не пойду. Туда умного не надо, Ты пошли туда Реада, А я посмотрю…» Вдруг Реад возьми да спросту И повел нас прямо к мосту: «Ну-ка, на уру». Веймарн плакал, умолял, Чтоб немножко обождал. «Нет, уж пусть идут». Генерал же Ушаков, Тот уж вовсе не таков: Всё чего-то ждал. Он и ждал да дожидался, Пока с духом собирался Речку перейти. На уру мы зашумели, Да резервы не поспели, Кто-то переврал. А Белевцев-генерал Всё лишь знамя потрясал, Вовсе не к лицу. На Федюхины высоты Нас пришло всего три роты, А пошли полки!.. Наше войско небольшое, А француза было втрое, И сикурсу тьма. Ждали – выйдет с гарнизона Нам на выручку колонна, Подали сигнал. А там Сакен-генерал Всё акафисты читал Богородице. И пришлось нам отступать, Р…... же ихню мать, Кто туда водил. Астапово Иногда так мне хочется спрятаться в детство, а вот в старость не хочется спрятаться никогда. Иногда подмывает до чертиков броситься в бегство, а откуда – не знаю, и вовсе не знаю – куда. Ты подарок-проклятие, жизнь моя необратимая, и лишь в сторону дернусь, в лодыжки впиваешься цепью тугой. Не хочу притворяться, что ты мне вконец опротивела, но хочу я другого себя, да и жизни другой. Ну а жизнь усмехнулась: «Ты сам тосковал о свободе? На!» и, какая была под рукой, мне такую свободу дала. Слава Богу, есть дом и семья. Слава Богу, есть родина. Почему же в душе иногда, будто в ней ни кола, ни двора? Я вот-вот и сорвусь, и всё сразу мной будет оставлено. Вот я в поезд вскочил, как сиятельный граф подучил, и колеса на стыках отстукивают: «Астапово», и кидаюсь я спрыгнуть, но поезд уже проскочил…Евгений ЕВТУШЕНКО Газета "Новые Известия" Добавить комментарий к статье
Последние новости 2024-07-09. Праправнук Льва Толстого возглавил музей памяти писателя Экс-советник президента России по вопросам культуры, праправнук Льва Толстого Владимир Толстой возглавил Государственный музей имени Л. Н. Толстого в Москве. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Минкульт России. 2022-06-09. Потомок Толстого прокомментировал исключение «Войны и мира» из программы Украины Советник президента Российской Федерации по культуре и праправнук Льва Толстого Владимир Толстой прокомментировал исключение «Войны и мира» из школьной программы Украины. Об этом сообщает РИА Новости. 2022-04-15. Праправнук Льва Толстого написал сценарий сериала о писателе 59-летний советник президента России по вопросам культуры, праправнук Льва Толстого Владимир Толстой написал сценарий сериала о выдающимся русском писателе. Об этом рассказала супруга советника на пресс-конференции о продвижении лучших практик региональных и муниципальных музеев, передает РИА Новости. • Биография Льва Толстого • Афоризмы Толстого • Великий максималист • Лев Толстой как зеркало революции, которая не ... • Смерть Толстого • Лев - царь писателей • Как Лев Николаевич любил Александра Ивановича • Интересные факты • Произведения • Отзывы о Льве Толстом • Новости • Русские писатели • Биографии писателей • Девы (по знаку зодиака) • Знаменитые люди по имени Лев • Интересные факты о людях • Интересные факты о писателях Ссылка на эту страницу: |
|
||||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |