![]() |
![]() |
||
![]() |
| ||
Он поет, и танцует, и стаканом закусывает, и зубы заговаривает • Биография Петренко • Российские актеры • Биографии актеров • Овны (по знаку зодиака) • Знаменитые Алексеи • Кто родился в Год Тигра • Актёры, воплотившие в кино образ Иосифа Сталина
Этот смурной Петренко Странный? Конечно, странный. Когда будущая супруга Петренко, театральный критик Галина Кожухова хотела познакомиться и побеседовать с актером, в театре ей сказали: «С этим не советуем, он какой-то смурной». Актеру полезно быть слегка смурным. Алексей Петренко — особенный, редкий актер — совершенно не случайно вырос в одного из самых первоклассных артистов советского и постсоветского пространства. Алексей Петренко, родившийся на Черниговщине в простой семье, всегда производил впечатление человека трудового, основательного. О таких, как он, говорят: рукастый. Он и в самом деле многое умеет — был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам мастерил. И только потом, с третьей попытки, поступил в Харьковский театральный институт, до того «благополучно» провалившись при поступлении в Киевский театральный институт, а в перерывах между поступлениями осваивал кузнечное дело. Окончил училище в 1961 году, потом служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных случайных ролей, перебрался в столичные театры. Но и в столицах он не мог прикипеть к какому-то одному коллективу. Играл в Ленинградском театре им. Ленсовета, работал у Анатолия Эфроса в Московском театре на Малой Бронной, во МХАТе, в других театрах… У Эфроса запомнился Подколесиным в знаменитой «Женитьбе». С трудом сработался с непонятным, на первый взгляд, Анатолием Васильевым, но ярко сыграл Коку в его легендарном спектакле «Серсо». Крымчане-театралы до сих пор вспоминают постановку Иосифа Райхельгауза «А чой-то ты во фраке?» по чеховскому водевилю «Предложение», которую московский театр «Школа современной пьесы» привозил в Ялту. Петренко играл там помещика Чубукова. Смотреть, с какой легкостью танцует, просто порхает по сцене этот грузный человек, как заразительно он поет, было сущее удовольствие. Яркое впечатление никуда не делось до сих пор. Распутин — путеводная звезда Все же в театре Петренко мог сыграть куда больше мощных классических ролей. Может, еще сыграет. Но именно кино раскрыло глаза и зрителям, и профессионалам: ба, какого мощного актера мы чуть не проглядели! Его мощь просто физически ощущалась через экран. Непредсказуемо бушевал его Петр I («Сказ о том, как царь Петр арапа женил»), потрясение вызывал обожженный судьбой летчик в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Не помню сейчас точно, сколько длился нескончаемый монолог этого героя в поезде, помню только, что Петренко сделал это здорово. Он был убедителен в картине «Ключ без права передачи», запомнился в «Женитьбе» и «Грачах», во многих других работах. Но именно «Агония» Элема Климова окончательно продемонстрировала, какого артиста мы чуть не проглядели. Несмотря на то, что картина вышла к зрителям с опозданием, колоссальную мощь работы Петренко оценили все. Просто не могли не оценить. Претендуя на роль Григория Распутина, Алексей Петренко, тогда еще малоизвестный, выиграл соревнование у таких колоссов, как Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Леонид Марков. Главное отличие было в том, что они играли, хоть и здорово, а он жил в роли, и это было несравненно. В общем, Климов утвердил 35-летнего Петренко на роль таинственного старца. Потом, наверное, немного пожалел об этом. Но рискнул — и риск оправдался. Петренко режиссеру нервы помотал изрядно. Съемочная группа уже собиралась ехать в Тюмень, а исполнитель роли Распутина отказался подписывать договор: дескать, начну сниматься, а там видно будет. Съемки под угрозой — а на фильм был выделен почти миллион рублей, что по тем временам было исключением. Так и поехали в экспедицию без договора. Петренко продолжал приковывать к себе всеобщее внимание. То живот у него болел, то зуб, то голова кружилась. Этим самым зубом он Климова так достал, что у режиссера вырос зуб на исполнителя главной роли и он однажды самолично вырвал Петренко больной зуб (неслучайно ведь снимал когда-то «Похождения зубного врача», руку набил, видать). Как-то Петренко на съемках грохнулся в обморок, изо рта у него пошли пузыри. Артист пришел в себя, но после этого случая съемки все время срывались — Петренко то и дело сказывался больным. Климов вылечил его своеобразно, буквально насильно заставив лечь в марте в мороз в ледяную жижу. Сам-то был в белом тулупе, а артиста — в лужу. Лажа, в общем. Алексей Васильевич Петренко тогда еще не знал, что много лет спустя в фильме Никиты Сергеевича Михалкова «Сибирский цирюльник» ему придется не только голым в ледяной воде купаться, но и стаканом водочку-матушку закусывать. Тогда еще нестреляный воробей Петренко капризничал, кричал, что у него больное сердце, требовал немедленно отвезти его домой, проклинал режиссера. А Элем Климов делал свое дело. Кстати, что касается исторических персонажей. Кроме Распутина и Петра I, Алексей Васильевич сыграл Иосифа Сталина в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара». Рядом с Михалковым. Узник или соратник? Конечно, были у Алексея Петренко и проходные роли. Аббат Фариа в картине «Узник замка Иф» тоже некий парафраз на тему лохматого Распутина. Кажется, что и сам Петренко, исправно завывая в этой роли, слегка подсмеивается над своим персонажем. Но куда больше было ощутимых побед. Как филигранно сыграл артист купца Мокия Парменовича Кнурова в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». И роль-то вроде в пьесе А.Островского «Бесприданница» второстепенная, и рядом такие актеры-монстры, как Никита Михалков, Андрей Мягков и другие, но от Кнурова — А.Петренко глаз не оторвать. Вроде и осудить персонажа хочется, и миллионы его сильно раздражают, а с другой стороны, понимаешь все побудительные мотивы его поступков, которые на первый взгляд кажутся странными, удивляешься способности этого магната искренне любить и все понимать. Уж не там ли, не на съемках ли «Жестокого романса», положил глаз на этого артиста лично Никита Сергеевич Михалков? Петренко как-то вдруг и незаметно стал фирменным михалковским артистом, концертно сыграв и в «Сибирском цирюльнике», и в «12». В «Цирюльнике» его генерал Радлов удивительно точно передал всю широту России-матушки, для которой нет границ. Все может: и напиться вусмерть, и выпить-закусить сверхколоритно, не как все, и в иностранку влюбиться, глазом не моргнув. Именно во время съемок «Сибирского цирюльника» артист перенес второй инфаркт. К счастью, как говорит сам Алексей Васильевич, съемочный процесс от этого не пострадал. И в «12» он один из самых ярких, самых выразительных присяжных. Круглый дурак с бюстгальтером в руках? Записной ретроград? Наивный человек? Сразу и не ответишь. Но наблюдать, как работает Петренко, удивительно интересно. Еще интереснее угадать, что он сыграет в ближайшее время. Такому артисту роли, понятное дело, всегда найдутся. Хочет, очень хочет сыграть Петренко Тараса Бульбу, давно говорит об этом. Один Бульба у нас будет точно — Богдан Ступка. Поговаривают, что Петренко тоже сыграет гоголевского персонажа в альтернативном проекте. Что ж, характер мощный и глубокий, как раз под стать героям Алексея Васильевича Петренко. СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ Первая крымская N 218, 28 МАРТА/3 АПРЕЛЯ 2008 Добавить комментарий к статье • Биография Петренко • Российские актеры • Биографии актеров • Овны (по знаку зодиака) • Знаменитые Алексеи • Кто родился в Год Тигра • Актёры, воплотившие в кино образ Иосифа Сталина Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |