Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Даниэль Сваровски. Песня хрустального лебедя


Блеск, поставленный на поток
Внешность важнее содержания
Мастер иллюзий


Анастасия САЛОМЕЕВА
Босс

Даниэль Сваровски Более 100 лет назад талантливый молодой инженер и несостоявшийся скрипач основал в тирольской деревне небольшую фабрику по производству хрустальных кристаллов по собственному ноу-хау. Прошло совсем немного времени, и о брэнде, которому создатель дал свое имя — Swarovski, заговорил весь мир. Эмблемой компании стало изображение лебедя, столь же поэтичное и изящное, как и во всех отношениях блестящая продукция фирмы.

Даниэль Сваровски родился 24 октября 1862 года в деревушке Георгиенталь, расположенной в Северной Богемии, в те годы входившей в состав Австро-Венгерской империи. Мальчик, появившийся на свет в знаменитом хрустальном крае, конечно же, как и большинство его соплеменников, с младых ногтей был связан со стекольной промышленностью. Отец Даниэля владел небольшой стекольной мастерской, когда ребенок подрос, он тоже стал работать на нехитром производстве отца.

Впрочем, не таков был Даниэль, чтобы всю жизнь довольствоваться тем, что дали ему обстоятельства при рождении, он хотел большего. Однажды в его жизнь вошли музыка и скрипичное искусство, и он стал всерьез мечтать о будущем великого скрипача. Но судьба распорядилась иначе, и по каким-то причинам музыку молодому человеку пришлось оставить. Вместо нее он выбрал более прозаическую профессию и в 1860 году покинул родную Богемию ради Парижа, где начал учиться на инженера. Вскоре Сваровски всерьез заинтересовался электротехникой и конструированием электроприборов и, дабы лучше познакомиться с новейшими разработками в этой области, в 1883 году отправился на Первую электрическую выставку в Вене. Поездка на выставку стала судьбоносной для Сваровски: после нее он задумался, как использовать инновационную электротехнику в родной стекольной промышленности, где доселе бытовал способ ручной огранки хрусталя, чтобы придать ему сходство с настоящими драгоценными камнями. На опыты ушло около десяти лет, и наконец в 1892 году молодому инженеру посчастливилось: он получил патент на свое первое изобретение — электрическую шлифовальную машину, позволяющую обрабатывать хрусталь очень быстро и качественно. Теперь производство «драгоценных» кристаллов можно было сделать массовым.


Тайна Сваровски


В октябре 1895 года небольшой тирольский поселок Ваттенс (Австрия), неизбалованный шумными событиями, переживал доселе невиданное оживление. Еще бы, сюда вдруг нагрянула целая группа бизнесменов, возглавляемая Даниэлем Сваровски, пожелавшая открыть в здешних живописных местах на заброшенной и полуразрушенной фабрике завод по производству изделий из хрусталя. Стоит отметить, что Тироль был выбран Даниэлем Сваровски не случайно: предусмотрительный инженер быстро оценил высокие гидроэлектроэнергетические запасы этого края, необходимые для потребностей его производства.

Знала бы живописная деревушка (позже превратившаяся в городок), что принесут ей эти нежданные гости! Пройдут годы, и тихое местечко станет сердцем хрустальной империи Даниэля Сваровски. В эти красивые, укрытые австрийскими Альпами места устремятся тысячи туристов и фанатов изделий фирмы, чтобы оказаться в центре хрустальной сказки. Через 100 лет в Ваттенсе к юбилею Swarovski будет открыта ныне самая посещаемая достопримечательность Тироля — музей и парк Swarovski Kristallwelten («Хрустальные миры Swarovski»). Уникальный музей хрусталя разместится в подземных залах, полных удивительных сокровищ, среди которых самый большой и самый маленький кристаллы в мире, уникальные хрустальные изделия и многое-многое другое. Однако это впереди, пока же, в 1895 году, хрустальная сказка только начиналась.

Открыть фабрику Даниэлю Сваровски помогли инвесторы Арманд Косман и Франц Вайс. Сначала эта компания называлась A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co, позже была укорочена до K.S. & Co и лишь в начале ХХ века она получила свое нынешнее название Swarovski. Компания начала выпускать хрустальные кристаллы, имевшие большое сходство с драгоценными камнями, и рынок быстро отреагировал на это предложение, благо спрос на такую продукцию в то время рос год от года. Параллельно на фабрике не прекращались работы по совершенствованию технологии огранки и шлифовки кристаллов.

Первый год нового века был для Сваровски удачным, компания не только обрела имя своего создателя, но и существенно расширилась. Спрос на продукцию фабрики заставил Даниэля существенно увеличить численность рабочих и расширить производство.

Тем временем подросли сыновья знаменитого мастера, а их у него было три — Вильгельм, Фридрих и Альфред, они стали помогать отцу в работе. В 1911 году совместными усилиями был создан главный секрет семьи Сваровски — формула состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском. Эта технология держится в тайне и по сей день.

Достоверно известны лишь некоторые факты: кристаллы Swarovski производятся из оптического хрусталя, содержащего высокий процент окиси свинца, этим и объясняется их феноменальная прозрачность. Необычный, то вспыхивающий, то исчезающий, световой эффект достигается особой шлифовкой каждой грани, специальным покрытием, которое наносится на некоторые кристаллы.


Хрустальный лоск


Новая технология позволила Сваровски наладить массовый выпуск ювелирных изделий. И время было как нельзя более подходящее: начиналась эпоха бижутерии. На протяжении долгих веков модницы относились к имитациям драгоценных камней презрительно и не спешили признаваться, что подобный экономичный вариант украшений присутствует в их гардеробе. Однако в начале ХХ века все изменилось: мир и общественные отношения стали другими, женщины стали более социально активны и динамичны, вместе с короткими юбками и практичными стрижками в их мир вошли универсальные и демократичные по цене украшения. Конечно, бриллиантам суждено было навеки остаться «лучшими друзьями девушек», но кто сказал, что у девушки не должно быть много подруг? Модные дизайнеры мира вовсю экспериментировали с материалами для украшений, не уставая убеждать своих клиенток, что главное отнюдь не то, насколько драгоценен металл или камень, из которого сделана безделушка, а то, насколько она соответствует индивидуальности своей хозяйки.

Две законодательницы моды начала ХХ века и непримиримые соперницы — Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли — объявили войну устоявшимся стереотипам и смело стали использовать в своих коллекциях бижутерию.

Королева гламура и сторонница функционального подхода к женской одежде Коко Шанель, например, изменила саму манеру носить и сочетать украшения. Она полагала, что чем больше у женщины бижутерии, тем лучше, да и сама не брезговала появляться на званых вечерах в миксе из настоящих драгоценных украшений и подделок, и последние порой смотрелись гораздо выигрышнее своих благородных собратьев. В начале 20-х Мадемуазель открыла собственную мастерскую по производству бижутерии. Аксессуары, дополнявшие элегантные туалеты от Коко, не были ни изящны, ни хрупки, зато очень эффектны и красивы, а потому пользовались безумной популярностью. Каждая парижская модница мечтала заполучить в свой гардероб ультрамодную массивную металлическую цепь от Шанель, сделанную «под золото» или «под серебро», ее же подвеску, имитирующую рубин или изумруд, или, скажем, брошь из стекла. «Украшения ставят свою метку на эпохе. Я бы хотела, чтобы моя была отмечена бижутерией Chanel», — заявляла великая женщина, коей никак нельзя было отказать в самоуверенности.

Утонченная интеллектуалка и беспокойная проповедница сюрреализма Эльза Скьяпарелли, потеснившая в 30-х годах прошлого века на пьедестале моды Коко Шанель, пошла еще дальше. Ее простые по форме, авангардные и ироничные по содержанию, а порой шокирующие модели опередили массовую моду на несколько десятков лет. Неутомимая фантазерка, Эльза не переставала экспериментировать не только с одеждой, но и аксессуарами. Чего, например, стоят бусы от Скьяпарелли, смотревшиеся как нанизанные на нитку таблетки аспирина, прозрачное ожерелье с насекомыми, будто ползающими по шее, или перчатки с длинными накрашенными ногтями!

И вот уже другие дизайнеры начали внедрять в свои коллекции бижутерию. Модели самых популярных домов моды стали сиять и искриться всевозможными стразами, пайетками, бисером. Пришло время Сваровски. Вчерашняя падчерица рынка украшений — бижутерия превратилась в его хозяйку, более того, появилось такое понятие, как «элитарная бижутерия», и здесь ведущую роль стала играть продукция Swarovski.

Хрустальные колье, броши, браслеты, заколки и прочие аксессуары, изготавливаемые фирмой Даниэля, сверкали и переливались как настоящие бриллианты. Однако никто никогда не скрывал, что это изделия из высококачественного хрусталя. Более того, с точки зрения Сваровски, его хрусталь не уступал в красоте и ценности драгоценным камням. И со временем его ювелирные украшения стали восприниматься как символ престижа и элитарности. Что же до цены украшений, то безделушки от Swarovski, как и сейчас, могли стоить очень разнообразно — и довольно дешево, и много дороже иной драгоценной вещицы.

Сильной стороной Даниэля Сваровски всегда были инновации. В компании никогда не прекращались научно-исследовательские работы, и в них инвестировались огромные средства. Многие открытия, сделанные сотрудниками Swarovski, были внедрены в производство.

Своим успехом Даниэль Сваровски был обязан и еще одному фактору: он никогда не сосредотачивал свой бизнес на одном направлении. Так, в 1917 году — во время Первой мировой войны, когда по вполне понятным причинам упал спрос на украшения, компания наладила выпуск абразивных и режущих материалов. С 1931 года Swarovski стала производить текстильные материалы, отделанные стразами, и украшения для одежды.

В 1950 году компания начала выпускать линию продукции Swareflex — это светоотражатели, рефлексивные и люминесцентные дорожные маркировки (разработкой этого направления в компании занимались с 1925 года). Еще одно направление деятельности компании — точные оптические приборы Swarovski’s Optik (микроскопы, бинокли, телескопы и прочее).

Даниэль Сваровски ушел из жизни в возрасте 94 лет — 23 января 1956 года, однако история созданной им компании на этом не закончилась.


Без создателя


К тому времени в фирме работали дети и внуки Даниэля Сваровски, которые и продолжили его дело. Наследники развивали традиционные для фирмы направления и открывали новые. Так, еще при жизни своего основателя компания стала активно сотрудничать с домами моды. В 50-х годах совместная работа фирмы с Домом Christian Dior привела к созданию нового ноу-хау от Swarovski — технологии производства разноцветных кристаллов. Ее автор — внук Даниэля Манфред Сваровски.

В 1965 году Swarovski стала выпускать хрустальные подвески для люстр, вскоре украсивших изысканные залы самых известных дворцов, театров и музеев мира. Впрочем, для того чтобы понять, что такое люстра от Swarovski, вовсе не обязательно ехать в Метрополитен-Опера или Версаль, достаточно посмотреть фильм «Призрак Оперы» 2004 года, главным спонсором которого была компания Swarovski. Помните одну из героинь этого фильма — огромную, переливающуюся всеми цветами радуги люстру театра? Это творение Swarovski.

Кстати, благодаря линии люстр Swarovski родилось еще одно направление, сегодня очень известное, — создание сувенирных хрустальных фигурок. Дело было так: под Рождество 1976 года кто-то в компании то ли в шутку, то ли всерьез взял и собрал из четырех подвесок для люстры фигурку мышки. Идея настолько понравилась, что ее решили продолжить. Так родилась коллекционная серия украшений для мебели Silver Crystal. Серия элитарная, ведь каждая фигурка выпускается ограниченным тиражом, а когда снимается с производства, ее эскизы и инструменты, с помощь которых она была сделана, уничтожаются. Сегодня в этой дружной семье зверюшек несколько сотен фигур. Забавные лебеди, носороги, ежики, лошади, оленята стали коллекционироваться любителями по всему миру, и через некоторое время был создан Клуб коллекционеров изделий Swarovski. Говорят, что раз в год каждый член клуба получает подарок от компании — эксклюзивную фигурку.

В 1988 году эмблемой Swarovski стал лебедь. До этого на логотипе компании красовался король альпийских лугов — эдельвейс.

Сегодня компания Swarovski, так и оставшаяся семейным бизнесом, — ведущий мировой производитель ограненных кристаллов, выпускающий невероятно разнообразный ассортимент продукции. Ежегодно под этим брэндом выходит до 20 млрд камней и изделий, инструментов для шлифовки, оптических приборов, а также отражающих элементов для дорог. Это самое крупное частное предприятие в Тироле и одна из самых успешных компаний Австрии, на фабриках которой работает свыше 12 тыс. человек. Она имеет множество дочерних предприятий и десятки торговых компаний в ведущих странах мира.


Босс №02 (2009)


Добавить комментарий к статье




Блеск, поставленный на поток
Внешность важнее содержания
Мастер иллюзий


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru