![]() |
![]() |
||||
![]() |
| ||||
Сергей Юрский. Рыцарь со страхом и упреком • 70 лет Сергею Юрскому • Интеллектуал-одиночка • "Сегодняшнее кино - это семечки" • "Не хочу быть официантом" • "Ну, дядя Митя, беги!" • Биография Юрского • Фотографии Юрского • И снова крикнем: "Браво, Юрский!" • В коробке без стенки • Новости • Российские актеры • Биографии актеров • Люди с фотографиями • Рыбы (по знаку зодиака) • Знаменитые Сергеи • Российские режиссеры • Биографии режиссеров • Кто родился в Год Свиньи • Актёры, воплотившие в кино образ Иосифа Сталина Добавить отзыв о человеке
– Сергей Юрьевич, в вашей жизни сейчас больше радостных минут или горестных? – Горя я не ищу, естественно. Да и радостей специально искать мне тоже не свойственно. Я ведь принадлежу к профессии, которая скорее развлекает, чем развлекается. Скорее, жизнь есть исполнение долга, и в этом исполнении ты находишь свои радости. А жизнь в теперешнем ее качестве есть участие в какой-то новой, поворотной ситуации. Мир на повороте... – И в чем его поворотность? – Она заключается в обилии тупиков, в которые зашли люди. Давайте представим. Буквально. Человек шел-шел, были повороты всякие: то правее, то левее. А потом бац — и тупик. И тут что? Либо поворот в буквальном смысле: давай назад — ищи, где ты сбился. Или долби вперед — опасно, может, не додолбишься. И, наконец, третий вариант — обустраивайся прямо тут. – Вы говорите об обществе, а общество состоит из конкретных людей. Вот, к примеру, взять конкретного человека Сергея Юрского. Тоже тупик? – Да, и у меня тупиков хватает. Профессия, которой я отдал полвека, переменилась. Она, я бы сказал, мутировала. Потому что изменились задачи: чем влияем на зрителя, что приучаем зрителя ждать от нас и чем вообще занимаемся на сцене, с какой целью. – Ну, если советская театральная школа призывала просвещать зрителя, то теперь предпочитают развлекать. – Вот это-то меня и смущает, это и есть кризис, мутация. И если бы я знал об этом 50 лет назад, я, пожалуй... – Не пошли бы в эту профессию? – Не пошел бы. «Страх вводил меня в болезненное состояние» – Вы играли спектакль «Ужин у товарища Сталина», недавно вышел одноименный фильм. Почему Сталин? И почему сегодня? – Для меня это драма, очень острая и необыкновенно современная. Ведь почему-то к этой фигуре сейчас снова стали возвращаться. Да, можно, глядя на толпы пенсионеров с портретами Сталина, сказать: ну, старичье, выжившее из ума. А если взять и вглядеться? Возвращение из тупика — занятие, в общем-то, пустое. Но посмотреть туда — а что было-то? — надо. А было совсем не то, что сейчас примитивно говорят. Дескать, пришли два плохих человека, Ленин и Сталин, которые взяли книжки двух других плохих людей, Маркса и Энгельса, и все нам тут испортили. Вот это — чепуха. Играя Сталина, я понимаю, что сталинизм был создан не столько Сталиным, сколько волей народа. А потом уже начался процесс необратимый. Который мог ли остановить один человек? Может, и не мог. – «Московская сага», «Дети Арбата», масса документальных фильмов о том времени — и вы туда же? – Туда, да не туда. Я как человек, занимающийся художественным творчеством, не мог не почувствовать этой волны. И захотел попробовать понять ее объективно и телесно. Я же актер, а не философ. А от тех фильмов и сериалов, которые вы перечислили, наш спектакль отличается. Там Сталин — лицо эпизодическое, которое рассматривается с точки зрения жертвы. Герои — те, кто им подавлен. В этой пьесе Сталин — герой спектакля, происходящее рассматривается с его точки зрения. И жертвами сталинизма являются все персонажи, включая самого Сталина. Это как бы взгляд изнутри. И этим он интересен, этим оригинален. – Насколько я знаю, в свое время в Ленинграде партийные чиновники активно «шили» вам диссидентство... – Видимо, да. Буквально это никогда не было сказано, но, видимо, да — чужой. – Сейчас, по прошествии лет, можете сказать, что таковым и являлись? – Очень выгодно было бы сказать, что да, был диссидентом. Но я не был им. Я был самостоятельным, вольным человеком. И, конечно, это могло раздражать. – Если помните, в фильме Рязанова «Гараж» профессор, герой Леонида Маркова, говорит: «Меня много били. Потом за это же награждали. Но испугали — навсегда». Вас испугали? – Очень. Страх самый большой — это страх потерять себя. Потерять уважение самых близких людей. И самоуважение. Страх, который вводил меня в болезненное состояние. Каждый с этим борется по-своему. Кто-то к врачу идет — я и к врачу ходил. Кто-то таблетки пьет — я и таблетки пил. Но у меня было еще одно. Я написал откровенную повесть. В стол. Об этом страхе. О страхе, который превращается в тоску и в настоящее уныние. И от которого в конечном счете выбрасываются из окна. И то, что я сумел это сделать, для меня было крайне важно. А когда началась перестройка и тема была вроде изжита, я по этой повести поставил фильм «Чернов». Для того чтобы посмотреть со стороны. И отпустить этот страх от себя. «В кино я денег не заработал» – Когда мы с вами договаривались об интервью, вы сказали, что уже 20 лет не снимаетесь в кино. Зачитываю список: «Чернов» (1990), «Экстрасенс» (1992), «Пистолет с глушителем» (1993), «Исповедь незнакомцу» (1994), «Королева Марго» (1996)... Или вы эти картины фильмами не считаете? – Нет, это были фильмы. Но не работа в кино. Случайные роли. Просто все эти годы я занимался другим, а это... – Деньги? – Нет, я никогда не занимался кино для заработка. – Но это же ваша профессия, чего тут стесняться? – Зарабатывать деньги в кино мне никогда не удавалось. Когда снимался в гигантских ролях, за это платили гроши. Когда же снял «Чернова», всего моего гонорара мне хватило только на банкет для съемочной группы. – А к сериалам вы как относитесь? – Как к другому искусству, в котором тоже можно принимать участие. – Значит, не гнушаетесь? – А почему я должен гнушаться? Господи, ведь сыграла же Чулпан Хаматова, и прекрасно сыграла, в «Детях Арбата». А Евгений Миронов в «Идиоте»!.. – Молодых называете, а ведь сейчас и старшее поколение потихоньку подтягивается. Смотришь: и Чурикова, и Фрейндлих, и Басилашвили, и Соломин... – Ну и замечательно. И пусть себе играют. – Почему без вас? – Потому что я театром занимаюсь, литературой. А то, что мне предлагают... У каждого, знаете, своя судьба. Я не хватаюсь за лицо в ужасе, что меня не зовут в сериалы. – В театре, если не ошибаюсь, вы в основном в своих постановках играете? – Да, так получается. – «Получается» или просто вам не нравятся чужие? – Часто очень не нравятся. Совершенно откровенно. – А для актера это тоже, может быть, тупик? – Может быть. Не знаю, но очень может быть. Потому что когда я сталкиваюсь с режиссером и вижу, что дело не в его идеологии и не в его посыле, который с моим не совпадает, а дело в том, что он попросту неграмотен... – А вы так легко можете расставить все точки над «i»? – Могу. Я 50 лет этим занимаюсь. От безграмотности в профессии меня воротит. «Мы как цыгане — женимся только между собой» – У вас ведь актерская семья. Для семейных отношений — значительная степень риска, как считается. – Понятия не имею. Я же из циркачей. Мы как цыгане — женимся только между собой. У меня и первая любовь — актриса, и первая жена (Зинаида Шарко. — Авт.). – Какой-то замкнутый круг — сами в себе варитесь. Тот мир, который в зале, за окном, он что, враждебен? – Не дай Б-г жениться на поклоннице, которая будет днем и ночью говорить о театре. Дома о работе я вообще предпочитаю не разговаривать... Знаете же анекдот: «Говорят, ваша дочь вышла замуж?» — «Да». — «Кто он, где играет?» — «Нет, он не актер». — «Как, из зрителей?!» – Как раз ваша дочь Даша вышла замуж за зрителя. – Да, но он оказался хорошим зрителем. Алеша ведь отслужил армию в Театре Армии и даже съездил со МХАТом на гастроли — у Ефремова в спектакле «Борис Годунов» в массовке выходил. – А теперь, если не ошибаюсь, стал бизнесменом? – Нет, бизнесменом Алешу назвать сложно — не похож. Он со своими родителями занимается арт-выставками. – Ну а с Дашей все, стало быть, в порядке — выбрала для себя актерскую стезю... – Абсолютно сознательно. И бескомпромиссно. Хотя мне кажется, что у нее способности шире, чем просто актерские. Это может быть и литературная, и режиссерская, и психологическая деятельность... Вот такой набор. – Однако принято считать, что природа на детях отдыхает. – Я же говорю: сам из актеров. Наоборот, мы как японский театр — из поколения в поколение учимся: дети у родителей, внуки у детей... – Ваша супруга Наталья Тенякова в одном из интервью сказала: «Юрский был молодежным кумиром Ленинграда». В чем это выражалось? – Это она сказала. Она была молодежь, а я, видимо, был ее кумиром. – Ну, наверное, она была не одинока? – Видимо, не одинока... Ну как: если я, выходя на сцену, один собирал полные залы в течение десятилетий. С любой программой. Наверное, это что-то значит. Большего я сказать не могу. – Вам жалко было переезжать из Ленинграда в Москву? – Мне было страшно переезжать. Но я до сих пор полагаю, что меня вела судьба и другого выхода не было. – Но уезжали ведь не по своей воле? – Ну да, я эмигрант. Три года вести борьбу за прописку — очень похоже. – Обиды остались? – Обиды — это очень важный и тяжкий компонент жизни, я думаю, касающийся абсолютно всех людей. Обиды и амбиции. Они иногда уравновешиваются, иногда сцепляются мертвой хваткой — все амбиции превращаются в обиды. – Это обиды на конкретных людей, на самого себя или, может быть, на время? – На что угодно. Это недопонимание, недооценка... У меня была счастливая жизнь. Я имел привычку рассчитывать на понимание. Я даже могу с гордостью и несколько амбициозно заявить: если бы я сейчас не находил понимания у зрителей, у меня были бы все основания оставить театр. Я могу не играть. Могу. – Толстой, по-моему, говорил: «Можешь не писать — не пиши». – Я не из тех, кто без аплодисментов жить не может. А играть, пока есть силы, я дал слово отцу. Папа говорил: «Если ты все-таки выберешь эту профессию (а он был против), тогда уж играй до конца, не делай того, что сделал я». Он оставил актерскую профессию и занялся режиссурой. «Играй, — сказал он, — пока есть роли». Ролей у меня, естественно, становится все меньше — возраст все-таки… – Давайте все же настроимся на оптимистический лад. – Я и настроен на оптимистический лад… Дмитрий ТУЛЬЧИНСКИЙ, Россия Алеф ноябрь, 2010 Добавить комментарий к статье
Последние новости 2019-02-08. Названы дата и место похорон Сергея Юрского Прощание с российским артистом Сергеем Юрским состоится 11 февраля. Об этом сообщает ТАСС. 2019-02-08. Названа причина смерти Сергея Юрского Народный артист РСФСР Сергей Юрский умер от остановки сердца. Об этом сообщила его дочь, передает ТАСС. 2019-02-08. Умер Сергей Юрский Утром в пятницу, 8 февраля, скончался народный артист России Сергей Юрский. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе Театра имени Моссовета, где он работал в качестве режиссера. • 70 лет Сергею Юрскому • Интеллектуал-одиночка • "Сегодняшнее кино - это семечки" • "Не хочу быть официантом" • "Ну, дядя Митя, беги!" • Биография Юрского • Фотографии Юрского • И снова крикнем: "Браво, Юрский!" • В коробке без стенки • Новости • Российские актеры • Биографии актеров • Люди с фотографиями • Рыбы (по знаку зодиака) • Знаменитые Сергеи • Российские режиссеры • Биографии режиссеров • Кто родился в Год Свиньи • Актёры, воплотившие в кино образ Иосифа Сталина Ссылка на эту страницу: |
|
||||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |