![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Всеволода Владимировича Крестовского • Пророк, которого не услышали • Русские писатели • Биографии писателей • Знаменитые Всеволоды
Среди многочисленных произведений Всеволода Крестовского (военных очерков, корреспонденции с театра балканской войны 1877-1878, очерков путешествий и т. п.) выделяются его "Петербургские трущобы" (1864-1867) и дилогия "Кровавый пуфф" (1869-1874). "Петербургские трущобы" представляют собой типичный авантюрный роман в духе "Парижских тайн" Сю (но без антиклерикальных и политических тенденций последнего). Описания великосветской роскоши и разврата, нищеты и преступлений социального дна изобилуют мелодраматическими эффектами. Массовый читатель - в большинстве своем мещанский - обеспечил "Петербургским трущобам" широкую популярность (в короткое время вышли пятью изданиями). Дилогия "Кровавый пуфф" составилась из двух романов Крестовского - "Панургово стадо" (1869) и "Две силы" (1872), трактовавших проблему связи русского нигилизма 1860-х годов и польских революционеров-националистов. Революционеры изображаются или мошенниками, преследующими свои личные выгоды (Полояров), или дураками, идущими на поводу у "польщизны", или наконец истинно-русскими людьми, прозревающими в результате долгой борьбы с хитросплетениями и коварством польских панов и становящимися в ряды карательных экспедиций (Хвалынцев). Заговоры, скандалы, подпольные заседания, антиправительственные прокламации, аресты, крестьянские бунты, убийства и казни - основные сюжетные эпизоды дилогии Всеволода Крестовского, выражавшей идеологию наиболее реакционной части зажиточного мещанства 1860-х годов. "Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939. Комментарии к статье: К биографии 2018-02-18 17:59:09 «Петербургские трущобы» В романе писатель одним из первых обратился к уголовной почве, социальному дну, и ярко показал это дно в самых разных его проявлениях, в том числе и в его связи с «верхами» тогдашнего русского общества. Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нём знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, психологически и реалистически точные образы персонажей, знакомые места, где разворачивается действие, типичные зарисовки жизни разных слоев общества — всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. И. Тургенев назвал роман «чепухой». Известный издатель и журналист А. Суворин иронически отметил «стенографизм» произведения. А Немирович-Данченко, напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, особо подчеркивая динамичность действия. Н. С. Лесков считал этот роман «самым социалистическим романом на русском языке». По свидетельству одного из современников Крестовского Ф. Берга: «Несмотря на всё, что писалось против этого произведения, роман „Петербургские трущобы“ должен быть признан выдающимся по его общественному и художественному значению…». Очерковые главы романа (описание ночлежек, притонов, тюремных камер и публичных домов; роскошных домов аристократов и оргий богатых «прожигателей жизни») соединены фабульными линиями. Добавить комментарий к статье • Пророк, которого не услышали • Русские писатели • Биографии писателей • Знаменитые Всеволоды
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |