![]() |
![]() |
|||
![]() |
| |||
Биография Мориса Равеля (Maurice Ravel) • Французские композиторы • Биографии композиторов
После смерти Дебюсси в 1918 году Равель был признан его преемником и главой французской музыки. В 1920-е годы он создает новые сочинения, из которых мировую известность приобрели опера-балет "Дитя и волшебство" (соч. и пост. 1925, Монте-Карло), хореографическая поэма для оркестра "Вальс" (пост. 1920), рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка" (1924) и, особенно, построенная на одной теме хореографическая поэма "Болеро" (1928); исключительной популярностью пользуется и оркестровая обработка Равеля "Картинок с выставки" Мусоргского (1922), выполненная с безупречным мастерством и большой любовью к творчеству замечательного русского композитора. Последними крупными достижениями Равеля были его два фортепианных концерта (1931; второй из них написан для одной левой руки по заказу пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего правую руку на войне). В 1920-е годы Равель совершал концертные поездки по Европе и США, выступая как пианист и дирижер. В начале 1930-х годов тяжелое заболевание мозга ограничило творческую деятельность Равеля, а с 1935 года она полностью прекратилась. После операции, не давшей результатов, Равель скончался. Музыка Равеля уже давно пользуется мировой известностью. На сцене наших театров поставлен его балет "Дафнис и Хлоя" (1960), в Москве в концертном исполнении прозвучали обе его оперы, осуществлена телепостановка оперы-балета "Дитя и волшебство". Значение Мориса Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равеля занимает хореография, народный танец. Его одноактный балет "Дафнис и Хлоя" явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет - "Моя матушка гусыня" (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, пост. 1915, Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран. Первая опера Равеля "Испанский час" (1907, пост. 1911, Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера "Дитя и волшебство" названа автором "лирической фантазией"; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода - часы, кушетка и т. д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля. Народная струя, выраженная то во французских, то в испанских или баскских интонациях, очень заметна у Равеля; его высокохудожественные обработки народных песен различных стран (некоторые из них были написаны для конкурса, устроенного в 1910 году "Домом песни" в Москве, руководимым певицей М. А. Олениной-д'Альгейм, и премированы) явились образцом для многих композиторов в последующие годы. Равель написал также ряд превосходных романсов ("Естественные истории" на текст Жюля Ренара, 1906; "Мадагаскарские песни" для голоса с фортепианным или камерным ансамблем, 1926 и др.). В своем богатейшем фортепианном творчестве Равель сочетает романтико-импрессионистские увлечения ("Игра воды", 1901, цикл "Ночной Гаспар", 1908 и др.) и поиски возобновления классического стиля французских композиторов 18 века (сюита "Гробница Куперена"). Первый фортепианный концерт продолжает "классическую" линию его творчества, в то время как второй - для левой руки - ближе к "импрессионистскому" руслу. Камерные произведения Равеля (струнный квартет, 1903, фортепианное трио, 1914, и др.) отличаются классической стройностью формы, глубокой прочувствованностью. Трио построено на интонациях народного баскского характера. В "Блюзе" из скрипичной сонаты Равель дал яркую стилизацию джазовой музыки. Морис Равель был большим поклонником русской музыки - Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. Творчество самого Равеля в известной мере обязано воздействию музыки русских "кучкистов", и он продолжал их традиции на иной национальной основе; родственность чувствуется не только в колористической манере оркестровки, но и в задушевности, ясности мелодий. Одна из фортепианных пьес Равеля называется "В стиле Бородина" (1913). Как и Дебюсси, Равель значительно обогатил гармонические возможности музыки, и его новаторские открытия в этой области оказали значительное влияние на композиторов различных стран. Творчество Мориса Равеля глубоко гуманистично. Подобная направленность чувствуется и в критических статьях и высказываниях Равеля. В музыке Равеля запечатлена не только его родная страна, он создал увлекательные музыкальные "странствования", переносящие нас в Испанию, Венгрию, древнюю Элладу и т. д. В них отразилась и сказочность, и живые впечатления современной жизни. Прокофьев считал Равеля "одним из самых крупных композиторов нашего времени. М. Ю. Миркин. Комментарии к статье: Автор: Киврин Дата: 2014-10-17 00:44:59 Забавно одно, в отличие от многих композиторов он не был психом. Во всяком случае Болеро точно написал он . И это слышно , это трудно объяснить . Если он действительно сам написал эту музыку , а как известно музыку придумал дьявол . То это бон . Древняя религия . Какое там христианство. Ну например господин Свиридов , романс Метель написал под заказ. Это слышно и обыграно . Для этой цели в старые добрые времена в синагогах и держали канторов. Добавить комментарий к статье • Французские композиторы • Биографии композиторов
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |