Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Николай Георгиевич Шебуев. Как я декадентствовал


Все авторы -> Николай Георгиевич Шебуев.

Николай Георгиевич Шебуев.
Как я декадентствовал

Выставка в Строгановском училище конкурсных работ, из которых добрые три четверти охвачены настроениями декаданса, заставила меня вспомнить, как одно время я сам пытался сделаться декадентом.


Я, как вам известно, в детстве писал стишки. Каждый веселится по-своему, -- я веселился, подыскивая рифмы к слову "яблоко", потея над несносною цезурою и прилаживая хорей к хорею так, чтобы не чувствовалась разлада между грамматикой и версификацией.


Веселие шекспировского гробовщика.


Памятуя древнее изречение о том, что следует писать так, чтобы "словам было тесно, а мысли просторно", я прилаживал слова одно к другому вплотную, а если оставался какой-нибудь промежуток, я в него, как клин, вколачивал частицу "уж" или "уже".


Все начинающие пишут с "ужами".


Словам в моих стихах было до того тесно, что они были бы в претензии, если бы мысль оставалась между ними и ещё более стесняла их. Да и мысль о слове <слова? -- прим. моё> могла натереть себе мозоли.


Вот почему она благоразумно покидала их и, умчавшись за пределы предельного, чувствовала себя там просторно, свободно.


В 15 лет я уже писал недурные стансы, в которых на смену мысли появилось "чувство", потому что я страстно влюбился в тётю Надю, 32-хлетнюю брюнетку, называвшую меня обидным прозвищем -- "пузырь".


Любовь и обида, разница в возрасте и положении, наконец, глупая необходимость называть возлюбленную "тётей" - всё это давало обильную пищу вдохновению.


К 20-ти годам я успел перевлюбляться, по крайней мере, в пятьсот разноволосых барышень и, в конце концов, разлюбив последнюю, написал следующее стихотворение:



Осень



Мысли, как тучи, и тучи, как мысли,


Тучи, как мысли, и мысли, как тучи,


Низко, над самой землёю нависли,


Дух мой гнетут, беспощадно могучи.



Песни тоскливы, как ветра порывы,


Ветра, порывы, как песни тоскливы,


Словно тоски и упрёка полны вы,


Стебли забытой нескошенной нивы.



Осень на сердце. Мечты улетели.


Осень в природе -- печальная осень.


Листья берёз и осин пожелтели, -


Зелен наряд только елей и сосен.



Мне тяжело. Беспощадно могучи,


Низко, над самой землёю нависли


Тучи, как мысли, и мысли, как тучи...


Мысли, как тучи, и тучи, как мысли...



-- Бесподобно! Да ведь ты -- декадент! -- воскликнул мой приятель, который увлекался новыми струями в искусстве и меня до сих пор не признавал за поэта. -- Да ведь в этом есть настроение... Поздравляю!.. Жаль, одного не хватает...


-- Чего это? -- поинтересовался я, задетый за живое его замечанием.


-- Отсутствия здравого смысла. Должно быть только одно настроение, а мещанский смысл в стихах нетерпим!.. Попробуй, дружище... Я уверен, что у тебя хватит отсутствия здравого смысла... Твоя голова...


Долго мы беседовали о моей голове и о той стране, где великое безликое Ничто молчит своим кричащим молчанием.


На следующий день я представил стихотворение, в котором, по моему мнению, не было ни малейшего смысла:



Там...



Там, где бархатные тени


И таинственные блики


Упадают на ступени


Древнеримской базилики;


Там, где замерли платана


Густолиственные своды,


Где холодного фонтана


Смолкли мёртвенные воды;


Там, где нас не видят очи,


Там, где пахнет всё могилой, --


С наступленьем каждой ночи


Декадентствуем мы с милой...



-- Голубчик, не то... не то... Тут не хватает новых красок и новых эпитетов, и потом этот проклятый смысл так и сквозит в каждой строке... Нет, ты напиши что-нибудь такое -- цветное, розовое, фиолетовое...


Я написал:



Розовые розы



Розовые розы пышно расцветали,


Розовые розы расцветали пышно.


Лиловатых лилий шёпота не слышно,


А они о чём-то с розами шептали.


Что они шептали в полудрёме сладкой,


Упиваясь ленью и истомой летней?


Новость ли узнали, или свежей сплетней


Дружно поделились с розами украдкой.


Розовые дали гасли увядая,


Розовые дали увядая гасли...


И любви звезда на небе молодая


Уж взошла стыдливо. Друг мой, не для вас ли?


Не за нас вздохнул ли ветерок украдкой?


Не для нас ли гаснут розовые дали?


Не о нас ли розы пышные шептали,


Упиваясь ленью и истомой сладкой?..



-- Знаешь, это... прости... старо... Это можно найти у Фета... Ты меня не понимаешь, - нужно, чтобы в стихах чувствовалось великое бездонное Ничто...



В жгучей мгле



Темнота. Всё жгучей мглой объято,


Чуть видны калитка и плетень.


Чу!.. в кустах мелькнула чья-то тень...


Чья? -- не вижу чья, но чья-то.


Тишина. Всё тесным сном одето,


Сад застыл с молчаньем на устах...


Чу! Там шорох кажется в кустах...


Где? Не слышу где, но где-то...


Ничего не слышно и не видно:


Кто? и с кем? и как? и почему?..


Ничего я ровно не пойму,


Но мне всё-таки завидно.



-- Боже мой! Да ведь здесь кричащий смысл!


-- Нет, из тебя, видно, не выработается декадент...


Обозлённый, ушёл я от приятеля домой, и там отвёл душу, написав следующую бессмыслицу:



Счастье



Отложные абрикосы


На бемолевой стене,


Сини, пасмурны и косы,


Захлебнулись в тишине.


И манят меня от сплетен


В мандрагоров жёлтый хор,


Где покой так многолетен,


Как овсяный метеор.


Что приносится -- приятно,


Что уносится -- виссон...


Разве истина понятна?


Разве счастие не сон?


Отложные абрикосы


На диезовой стене


Растрепались, словно косы


Девы-грешницы во сне...



-- Это стильно! Это прекрасно! Но ты неисправим, -- опять в стихах глубокий смысл...


Тогда я плюнул и перестал декадентствовать.


-- Чёрт возьми, как это, оказывается, трудно написать такую глупую вещь, которую настоящий декадент нашёл бы достаточно бессмысленной.


Вот и на Строгановской выставке, перебегая от одного проекта к другому, я повторял себе:


-- Нет, настоящий декадент останется недовольным. Почти в каждом проекте видна крупица здравого смысла!


Декадентом стать нельзя. Им надобно родиться. Многое на выставке стильно, очень стильно, но здравый ум уже виден в том, что большинство работ "содрано" с французских рисунков, а не сочинено.



-----------------------------------------------------------------------


Из книги Н. Шебуева "Жизнь вприсядку. Юмористический альманах: Рассказы. Негативы. Переделки. Стихи". М.: Сытин, 1902.



Не пропустите:
Николай Георгиевич Шебуев. Черт Данилова (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru