Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Степан Гаврилович Петров-Скиталец. Спевка


Все авторы -> Степан Гаврилович Петров-Скиталец.

Степан Гаврилович Петров-Скиталец.
Спевка

В большой, но мрачной и грязной певческой зале, лишённой почти всякой мебели, облокотясь на фисгармонию, стоял регент и нетерпеливо потренькивал пальцами на скрипке, вызывая короткие, беглые звуки. Это был пожилой мужчина, с чёрными тараканьими усами, с беспокойно бегавшими глазками и с наклонностью иметь "брюшко". Он прошёлся, потренькивая, около фисгармонии, причём обнаружилось, что он припадал на одну ногу. Дверь поминутно отворялась и затворялась, и в комнату, шаркая ногами, собирался хор. Сначала шли мальчики, толкаясь, и торопясь, и на ходу оправляя свои курточки. В ожидании спевки они играли на дворе, от беготни и драки их лица разгорелись, глаза блестели, и ещё слышался сдерживаемый смех. Но при виде строгого лица регента, улыбки быстро сплывали с их лиц и заменялись озабоченным выражением. Они становились по обе стороны фисгармонии, лицом к регенту; по одну сторону -- дисканты, по другую -- альты. Типы их лиц, казалось, соответствовали голосам: у дискантов были миловидные тоненькие мордочки ангельского вида, а в альты, большею частью, становились бутузы с толстыми щеками и крупными чертами лиц.


Некоторые из мальчиков, те, которые постарше, уже имели вид отчаянных сорванцов. На их нахмуренных лицах была написана наклонность к злостному озорству. Один из таких, очень хорошенький, с круглой как выточенный шар, остриженной головой, проворно раздавал ноты, а в то время, когда регент поворачивал от него голову, успевал ущипнуть, щёлкнуть и дёрнуть нескольких товарищей, состроить гримасу, и когда вследствие этого раздавался писк, и регент поворачивал голову, то видел уже его постную рожицу с ангельским выражением и грозно косился на обиженных. За мальчиками вошли большие, гудя и звучно откашливаясь и мимоходом раскланиваясь с ним, а он слегка кивал им головой, потренькивая на скрипке и зорко всматриваясь в их лица. Это были всё здоровяки, плотные или жилистые, с угрюмыми бородатыми и усатыми лицами, некоторые с густыми гривами до плеч. Крупные фигуры басов встали по одну сторону, тенора, народ более мелкий, встали по другую. Перед каждой партией стояли пюпитры с разложенными нотами.


В общем сдержанном гуле слышалось перелистывание нот, перешёптывание мальчиков и теноров, и низкое гудение басов, не имевших шёпота. Наконец, всё утихло и пришло в порядок, каждая партия встала полукругом перед нотами, в центре полукруга стояли "главачи" -- опытные певчие, которые "вели" остальных. Хор был большой. Тенорами предводительствовал маленький плюгавенький тенорок с птичьей физиономией и козлиной бородёнкой, одетый модно, в коротеньком пиджаке и узеньких брючках. В центре басов стоял худой и низенький человек, не имевший левой руки, вместо которой болтался пустой рукав. Усы у него были необыкновенно длинные и вьющиеся, разветвляющиеся по концам; курчавые и длинные концы этих усов постоянно шевелились от дыхания как щупальца. Среди басов он казался маленьким, так как по бокам его стояли огромные люди зверообразного вида, с лицами итальянских бандитов. Среди дискантов и альтов тоже были "главачи", -- мальчуганы с отчаянными физиономиями, бесцеремонно трепавшие за шиворот подчинённых им товарищей.


Регент обвёл глазами хор.


-- Опять не все собрались! -- сказал он скрипящим голосом. -- Мокрилова нет, Шипилова нет, Пискунова тоже! Запишите штраф!.. Пьяницы!


-- Похороны были! -- прогудел позади басов огромный старик с длинными седыми волосами, по виду -- расстриженный дьякон.


Говорил он чудовищно-густым басом, уже расшатанным и колеблющимся, но звучавшим как колокол.


Регент пожал плечами. Хор сдержанно засмеялся.


Два мальчика почтительно разложили на пюпитре толстую партитуру для регента.


Он провёл смычком по струнам, затем опустил скрипку и поднял кверху смычок...


-- Начнёмте! -- торжественно сказал он. -- Бас! Соло!


Однорукий человек с шевелящимися усами запел один... У него был гармоничный, бархатный бас. Полные, круглые звуки аккордом плавно лились один за другим.



По-ми-луй мя, Го-осподи!



затрепетал его голос с верхней ноты и, словно изнемогая, начал спускаться книзу...



Яко не-э-мо-още-эн есть!



спускался он всё ниже и ниже, как будто желая освободиться от чего-то. Вдруг к нему присоединился жалобный, нежный, дрожащий и умоляющий голос:



Исцели... Исце-ли!



А бас, изнемогая, тщетно разбивал какие-то кандалы:



Не-э-мо-о-ще-эн есть!



И вдруг весь хор внезапно зашумел как набежавший шквал и снова улёгся; и опять выплыл мягкий, жалобный тенор. Это пел человек с птичьей физиономией.



И душа-а! Душа-а моя-а



жаловался он плачущими звуками.



Душа-а!



повторил он безнадёжно...



Смя-те-э-эся!



густой волной прокатилась басовая рулада.



Смя-те-э-э-ся!



откликнулся тенор и заплакал в тревожных жалобах.


Два голоса обнялись и зарыдали о мучительных угрызениях кающейся грешной души...



Слезами омочу постелю мою!



терзался тенор.



Слезами омочу!



повторял он неутешно, а хор, согреваемый тёплой и густой октавой, глубоко вздыхал:



О-мо-чу!



Как будто наплакался, нарыдался человек за долгую бессонную ночь наедине с самим собой, обливая слезами изголовье своё, выплакал все слёзы, изнемог, и только тогда утихла душевная мука, и созрело пламенное решение.



Отступи-те от мене-е!



с ужасающей энергией грянул вдруг весь хор, разражаясь быстрыми и короткими раскатами:



Отступите, вси де-ла-ю-щии беззакони-е!


Отступите! Отступите!



А вслед за этою грозной лавой звуков словно яркий луч, прорезавший ненастные тучи, засверкал радостный, торжествующий мотив, как будто была побеждена какая-то враждебная сила.



Постыдятся и смутятся


Вси врази мои зело вскоре!



Победительно мчался хор, а детские голоса радостно и быстро звенели как колокольчики:



Вскоре-вскоре-вскоре!..



Мрачные басовые звуки всё более и более затушёвывались и уходили вдаль, а ликующие звонкие переливы сверкающим потоком разлились и всё затопили...


Певчие отирали пот с покрасневших лиц: работа была трудная.


В это время пришли двое запоздавших певчих. Один был высокий, бородатый, хохлатый и мрачный бас, другой -- маленький коренастый тенорок с весёлым подмигивающим лицом. Костюм последнего был утрированно-фантастичен: одна нога была в лапте, а другая в обрезке, одна штанина синего цвета, а другая парусиновая, и обе держались на теле при помощи каких-то тесёмок. Пиджак на нём был с чьих-то богатырских плеч и, достигая чуть не до пят, болтался как на вешалке. Оба они были пьяны. Регент сделал вид, что не замечает их.


Спевка продолжалась. Регент величественно стоял перед пюпитром и разводил руками. Хор разливал целое море звуков, не помещающихся в комнате. Весь воздух звенел. Порою окна вздрагивали от басовых раскатов.



Свя-ат! Свят! Свя-ат!



громыхали они, точно сваи вколачивали, сделав свирепые лица, выпуча глаза и наклонив сильные покрасневшие шеи. Кто-то из басов выходил из себя и бороздил диким голосом:



Го-сподь Са-вва-о-о!



Регента передёрнуло. Он остановил хор, плюнул и застучал смычком.


-- Кто это там? -- закричал он с негодованием. -- Что вы, -- обратился он к басам, -- ревёте как быки, которым не дают барды? Вас ведут в ярмо, а вы не хотите, и хвостами, и рогами мотаете, землю копытами роете? И на меру не смотрите? Что вы куда мордами встали? Вы вот куда мордами встаньте!


Басы сконфуженно встали "мордами" к регенту.


Он нервно подскочил к мальчикам и, схватив одного за плечо, встряхнул его:


-- Ты что, животное, в сторону смотришь? Вот куда нужно смотреть! -- ткнул он его носом в ноты. -- Ослы! Свиньи! Раздайте "Благослови душе моя Господа!.."


Загудела чудная, величавая музыка. Тихо расплывался и рос торжественный гимн величию Бога. Красивые, поэтические слова одевались в странную музыку, полную глубокого содержания. В ней слышалось какое-то таинственное дуновение непонятных сил и чудес вселенной, и преклонение перед Богом, Которого всюду видит и чувствует чуткая душа.



Одеяйся светом яко ризою...


Покрываяй небо...



разливались таинственно-строгие аккорды.



Ходяй на крылю ветренню!..



Звуки росли, подымались, крепли... Хор усиливался как приближающаяся буря...



На гор-рах!



гремели басы, напрягая широкие груди, и разразились, заглушив весь двор громовым ударом:



Ста-а-нут воды!!



Но этот удар был испорчен безобразным криком кого-то из басов.


Хор гремел, а регент кричал и стучал, желая остановить хор.



Бездна яко рриза!..



гремело кругом.


-- Скоты!! -- слышалось сквозь пение.



От гласа гр-р-рому твоего не убоя-а-аться!!..



орал, увлёкшись, пьяный бас, не замечая, что уже весь хор остановился, и он орёт один.


-- Вы пьяны, Шипилов! Если вы будете портить, я вас выгоню со спевки!


Бас что-то бурчал про себя, заикаясь:


-- К-а-какой Егор явился! С-с-салаган.


А из теноровой партии явственно послышался сочувствующий и хихикающий тенорок:


-- Мартын с балалайкой!..


Регент намеренно не слышал этих слов.


-- Раздайте "возведох!" -- сказал он печально.


Снова запел соло бас с шевелящимися усами.



Воз-ве-дох... о-чи мои...



полился мрачный и безотрадный мотив, точно вдали надвигалась громовая туча. Это была тоска сильной и глубокой души.


Но вместе с бархатным басом грубо затянул и пьяный бас.



В го-о-р-р-р-ы!..



ревел и он.


-- Шипилов! -- в отчаянии закричал регент. -- Что вы там, как полушубок по печи возите? Молчите!


Опять начали сначала.



Во-зве-дох...



задрожала бархатная нота.



"Вво-зз-вве-ддох...



затянул и Шипилов.


-- Выдьте вон! -- вспылил регент. -- Какой вы солист? У вас не голос, а валяный сапог! Вы оба пьяны с Мокриловым.


Из теноровой партии что-то хихикнуло...


Это взорвало регента.


-- Выдьте вон оба! -- крикнул он, покраснев.


Пьяный бас и пьяный тенор подошли к регенту.


-- П-п-позвольте! -- заикаясь, гудел бас и вдруг, ударяя себя в грудь кулаком, заговорил, плача. -- Николай С-с-степаныч! К-как я могу молчать, к-когда... моё любимое соло... любимое соло... и вдруг... поёт другой!


-- Уходите! Уходите! -- замахал руками регент.


Тогда пьяненький оборванный тенорок обнял плачущего баса и сказал, утешая:


-- Уйдём, Ваня! Нас здесь не понимают.


Обнявшись, они повернулись к двери, медленно прошли сквозь безмолвствовавший хор и вышли из певческой.


Вдруг дверь снова отворилась, и в комнату заглянула голова тенора.


-- Колченогий чёрт! -- крикнул он тоненьким голоском.


Потом показалась голова баса.


-- Вввв... -- гудел он, силясь что-то выговорить, и вдруг эффектно и с невольной экспрессией выпалил. -- Свв-волочь!


Дверь захлопнулась, и в коридоре послышалось гулкое шарканье удаляющихся пьяных ног.



Не пропустите:
Степан Гаврилович Петров-Скиталец. За тюремной стеной (рассказ)
Степан Гаврилович Петров-Скиталец. В склепе (рассказ)
Степан Гаврилович Петров-Скиталец. Кузнец (рассказ)
Степан Гаврилович Петров-Скиталец. Полевой суд (рассказ)
Степан Гаврилович Петров-Скиталец. Дуэт (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru