Случайная статья

В гигантской радиогалактике обнаружили «штангу»

2022-10-11

Международная группа астрономов провела наблюдения за пекулярной радиогалактикой GRG-J223301+131502 (GRGJ2233+1315), что позволило раскрыть ее свойства и необычную структуру. Подробнее об исследовании рассказывается в препринте, доступном на сайте arXiv.

К пекулярным относят галактики, которые не вписываются в традиционную классификацию, называемую последовательностью Хаббла, из-за ярко выраженных индивидуальных особенностей, например, необычного размера, формы или состава. GRGJ2233+1315, идентифицированная в 2017 году, является гигантской радиогалактикой (ГРГ), размер которой превышает 2,3 миллиона световых лет. Для сравнения: диаметр Млечного Пути равен около ста тысяч световых лет. Крупные ГРГ очень редки и считаются самыми большими объектами во Вселенной, которые связаны электромагнитно, а не только гравитационно, как, например, галактические скопления и сверхскопления.

GRG-J2233+1315, также названная Штангой, отождествляется с галактикой SDSSJ223301.30+131502.5, которая является лентикулярной, то есть представляет промежуточный тип между эллиптической и спиральной галактикой и имеет большое рассеянное звездное гало. Ее звездная масса достигает 1,62 на 10 в 11-й степени солнечных масс. Предыдущие исследования показали, что ГРГ находится в плотной среде, что противоречит общепринятым представлениям, что такие галактики должны находиться в разреженной среде.

Наблюдения, проведенные с помощью радиотелескопа Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) в Индии, европейского радиоинтерферометра LOFAR и телескопа Уильяма Гершеля (WHT) в Испании, выявили необычные структурные особенности галактики. Астрономы обнаружили гигантскую струю размером около 772 тысячи световых лет, которая испускается из галактического ядра и ведет к радиолепесткам — обширным регионам радиоизлучения, находящимся за пределами видимого диска. Струя образует Ω-образный излом длиной 326 тысяч световых лет, что вместе с радиолепестками напоминает штангу. Радиолепестки имеют силу магнитного поля около пяти микрогаусс и спектральный возраст, равный 110-200 миллионам лет.

По оценкам, GRG Штанга имеет красное смещение около 0,99, что соответствует времени пути светового луча от галактики до Земли, равному 7,6 миллиарда лет. Линейный размер достигает почти 6 миллионов световых лет, а скорость звездообразования относительно низка и равна около 0,001 солнечной массы в год.