| |||
Мудрость благочиния (из древнерусских источников)
Мудрость благочиния (из древнерусских источников)
Благочиние - уважение к противнику, почтение к союзнику Восток - дело тонкое Давайте задумаемся, а когда впервые в русской истории были оформлены основополагающие принципы международного права, нормативных документов дипломатии? Историки до сих пор не могут дать исчерпывающих ответов. Но до нас дошли архивные документы, на основании которых мы составляем небольшие путешествия в историю дипломатии. Рукописи не горят, а старые документы доносят до нас дух прошлого времени. Итак, попробуем заглянуть в текст уникального договора, чудом сохранившегося с момента арабских завоеваний. Начнем с востока? Год 712-й. Это Самаркандский договор, между арабским полководцем Кутайбой ибн Муслимом и правителем Согда, ханом Гуреком. Это документ (грамота), где в общем и в частностях оговариваются взаимоотношения сторон. Это фрагмент из так называемой "Книги побед".
Комментарии не нужны? Раздел сферы влияния в землях древнего Узбекистана. Итак, заметим, каждая голова невольника имеет свою цену!
В данных статьях указано мнение, о том, кому же отдать земли Хорасана да и соседние тоже. Автор договора указывает на объект права, то есть надел и на субъект права, то есть наследника, расставив фигуры соответственно их ролям. Но имеются и более сложные юридические документы. "Инструкция киевского князя" Первая официальная инструкция Древней Руси - от князя Владимира Мономаха - выдающийся литературный и юридический памятник прошлого, доносит неповторимый колорит того времени. Великий киевский князь дает разъяснения, как и что делать для достижения победы? Здесь прослеживается влияние византийских книжников, известных мудростью. "Выйдя на бой (то есть на войну), не лениться. Не полагайтесь на воевод, не увлекайтесь трапезой и питием. Не спите сверх меры. Всюду вокруг ставьте сторожевые посты. Вставайте рано. Помните: оружие сразу с себя снимать нельзя. В любой местности, в любой земле помогайте бедным, слабым, сиротам. Уважайте гостей и знатных и простых. Послов приветствуйте: пищей и питьем, они тогда по всем землям прославят вас, добрых людей. Лень всему злому мать. Что человек умеет, то забудет, а чего не умеет. тому не учится…" Договор 911 года Допуская в Константинополь русских, греки хотели иметь твердые правила, как поступать им в случае различных конфликтов "русов" с византийцами. Этого же хотела и русская сторона. Необходимо только было письменно утвердить условия, оговоренные по результатам устного договора. Вот почему в 911 году киевский князь Олег посылает в столицу Византии Царьград (Константинополь) специальное русское посольство, чтобы утвердить мир между Русью и Византией, то есть великим русским князем Олегом и Великими царями греческими Львом, Александром и Константином. Согласно этому договору Русь уже являет себя не дикой-варварской страной, а государством, где проживают люди с понятиями чести, где выполняются договоры и обязательства! В тексте того договора приведен перечень правил поведения греков и руссов. Эти правила фактически являются первым в истории Отечества правовым кодексом, что доказывает: на заре нашей истории мы видим попытку создания правового государства.
Надо заметить, что в отличие от "берегового права" в средневековой Европе, по которому имущество потерпевшего крушения корабля становилось собственностью владельца береговой земли, Русь и Византийское царство обязывались взаимно охранять имущество и содействовать возвращению корабля с товарами во владения той страны, откуда приплыл купец. В тексте это было так:
Вот такой пересказ русско-византийского договора, хотя и краткий, но очень актуальный по-своему. Ведь после Повести временных лет, это всего лишь второй исторический источник, достоверно передающий картину Древней Руси. Договор был составлен на греческом и древнеславянском языках. А послами в Царьград ходили умудренные княжеские Олеговы мужи, заключившие прежде устный договор 907 года с византийцами. Среди них не было ни одного человека со славянским именем. Большинство Олеговой дружины было по составу скандинавским, то есть варяжским. Вот они, имена Киевских послов: Кора, Фарлаф, Вермуд, Рулав, Стемуд, Гуды, Инегельд, Руальд, Рюогр, Труан, Бидульфост. Саркис Арутюнов. Рубрика Историческая мозаика Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |