![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Корнелиуса Янсения
Янсенизм. "Augustinus" был опубликован посмертно в 1640 году. Поскольку деятели Реформации также апеллировали к авторитету Августина, Янсений счел необходимым разъяснить отличие своей позиции от протестантской. Для протестантов оправдание есть акт божественной благодати, в котором грешники объявляются праведными на основании праведности Христа, переносимой на них самих и воспринимаемой ими единственно через веру. Для Янсения же оправдание есть процесс, в котором грешник постепенно обретает праведность и который начинается с благодатного божественного акта обращения. Человек, чья природа была радикально повреждена первородным грехом, не способен сопротивляться ни удовольствиям сладострастия, ни радостям благодати, и потому творит добро или зло вследствие непреодолимого влечения, хотя и по своей собственной воле. По Янсению, Христос умер не за всех людей, а только за тех, которые предопределены к спасению. Почву для идей, выдвинутых Янсением, подготовили сочинения Михаэля Байюса (Мишеля де Бая). Он родился в Эно в 1513 году, стал профессором Св. Писания в Лувенском университете в 1552 году, деканом в 1570 году и вице-канцлером в 1575 году. Ссылаясь на авторитет Августина, Байюс выдвинул учение, затрагивающее три главных темы: вопрос об изначальной невинности человека, о природе первородного греха и об оправдании. Это учение обвинили в отрицании сверхъестественных начал, и оно было осуждено Пием V в 1567 году и Григорием XIII в 1579 году. Байюс умер 16 сентября 1589 года. В 1642 году папа Урбан VIII осудил трактат Янсения об Августине как повторение заблуждений Байюса. В 1649 году Корне, синдик Сорбонны, извлек из книги Янсения 5 положений, которые были затем осуждены как еретические Иннокентием X в булле "Cum occasione" (31 мая 1653 года). Последовавшие за этим споры продолжались многие годы, захватывая все новых участников. Учение Янсения защищали А. Арно (1612-1694), Б. Паскаль (1623-1662) и теологи янсенистской общины в Пор-Рояльском монастыре близ Парижа. Главными оппонентами янсенистов были иезуиты, против которых Паскаль начиная с 1656 года писал свои "Письма провинциала"; сочинения янсенистов были рассмотрены и осуждены Сорбонной. Янсенисты не признали себя побежденными. В 1693 году Пасхазий Кенель дал толчок новой волне полемики своим толкованием на Новый Завет, и в 1713 году буллой "Unigenitus" папа Климент XI осудил янсенистские положения Кенеля. Янсенистам было предписано подчиниться этой булле под страхом суровых наказаний. В своем ордонансе архиепископ Парижский отказывал в праве на церковное погребение тем, кто не принесет покаяния до своего смертного часа (1752). Делу Янсения в глазах общества весьма повредили эксцессы истерических толп, собиравшихся у могилы Франциска Парижского (1690-1727), янсениста, которого в народе почитали как святого. Дух янсенизма не угас и поныне. В Нидерландах существует самостоятельная янсенистская церковь, возникшая в результате объединения небольшой общины французских янсенистов с голландскими старокатоликами, отделившимися от Римско-католической церкви в начале 18 века. Добавить комментарий к статье
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |