Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Федерико Феллини. Гениальный до сумасшествия


День рождения маэстро - непревзойденного вруна
Биография Феллини
Здравствуйте, гений Федерико Феллини
Рим Феллини. Декорация к фантастическому миру
Новости
Итальянские режиссеры
Биографии режиссеров
Лауреаты премии "Оскар"
Известные итальянцы

Добавить отзыв о человеке

Неизвестное об известных


Федерико Феллини (Federico Fellini) Федерико Феллини — таинственный итальянец, самый загадочный режиссер ХХ века. Историю его жизни точно не знает никто, а работы великого мастера, получившего пять Оскаров, и сегодня рождают в душе зрителей высокие, но порой не совсем понятные им самим чувства.

Фильмы Феллини не менее загадочны, чем его жизнь. «После этого вранья нос его стал до того длинным, что бедный Пиноккио уже не мог повернуть головы». Как же связана старая сказка Карло Коллоди с режиссером, спросите вы. Возможно, тем, что исследователи не раз называли Федерико самым большим обманщиком, сравнивая его со сказочной куклой.


«Наши фантазии — вот наша настоящая жизнь»


Во время Первой мировой войны рядовой Урбано Феллини влюбился в Иду Барбиани — девушку из богатого семейства и предложил ей руку и сердце. Родители были против свадьбы, и влюбленные, тайно повенчавшись, уехали на родину Урбано — в маленький итальянский городок Римини. Именно там 20 января 1920 года у них родился сын Федерико, потом Риккардо, а затем дочь Мария-Магдалена.

Старший Федерико был болезненным, но тем не менее очень активным. Он любил устраивать представления: изготавливал маски, разрисовывал кукол, шил костюмы. Большое впечатление на него произвел приехавший на гастроли цирк, с которым он безуспешно попытался… сбежать. Потом Федерико красочно описывал домашним эту историю побега, правдой в которой был лишь сам факт побега, остальное — чистый вымысел. Таков уж был Феллини. Он постоянно сочинял о себе небылицы. К примеру, врал, что прочел всего три книги (родные утверждали, что он читал в детстве запоем). Говорил, что плохо учился (был одним из самых прилежных учеников в классе). С удовольствием рассказывал о выдуманных мучениях (холодные кельи, где провинившихся ставили голыми коленями на зерна кукурузы или гороха), которым подвергался во время учебы в католическом колледже Фано. Разумеется, однокашники Феллини говорят, что этого не было и в помине.

Единственное, о чем Феллини не врал, это о своем умении рисовать. Чуть повзрослев, он даже открыл с приятелем лавку «Фебо», где изготавливались портреты и карикатуры. А в 17 лет будущий гений кинематографа уехал в Рим. В Вечном городе юноша зарабатывал на хлеб сочинением разнообразных пьес, скетчей для радио и театра, рекламных текстов. Но по-настоящему талант Федерико раскрылся в популярном тогда юмористическом издании «Марко Аурелио». Именно там юноша попробовал писать первые свои киносценарии. Тогда Феллини понял, что его судьба — кино.

Однако кинематографический путь будущего режиссера и сценариста был полон преград. Долгое время он скитался по подвалам и прятался от полицейских, ищущих молодого журналиста, не желающего служить в армии. В итоге Федерико поймали. Но и здесь его спас прирожденный артистизм. После того как Феллини был признан годным по всем показаниям, его усадили в машину и отправили на фронт. Однако, увидев одного из немецких солдат, он выпрыгнул из машины и с громкими криками: «Фриц! Старина Фриц!» — бросился к нему с объятиями. Немец, естественно, с брезгливостью оттолкнул «сумасшедшего». Тем временем машина с призывниками была уже далеко. Так ли это было на самом деле, трудно сказать. «Я очень рано понял, что отличаюсь от других людей. Чтобы не выглядеть сумасшедшим в глазах большинства, мне надо было стать кинорежиссером. Прелесть этой профессии в том, что тебе позволено воплощать в жизнь свои фантазии. Наши фантазии — вот наша настоящая жизнь», — говорил о себе Феллини.


Больше, чем любовь


В мир театра и кино Феллини ввел его приятель — популярный в те годы актер варьете Альдо Фабрици. Отцу не нравилось увлечение сына. Он хотел сделать из него адвоката, и Федерико вынужден был поступить на юридический факультет Римского университета. Учился Феллини так себе, зато сценарии для радиопостановок писал на «отлично». В 1943 году, когда Федерико исполнилось 23, на одном римском радио звучали забавные рассказы о жизни влюбленных — Чико и Полины, написанные Феллини. Вскоре ему предложили воплотить эти истории на экране, и он решился на постановку. Одной из исполнительниц была начинающая актриса Джульетта Мазина.

Феллини очаровал девушку сразу. Он рассказывал невероятные истории, как всегда, много фантазировал о себе и событиях своей жизни. Джульетта не сразу научилась отличать фантазии от реальности, а научившись, поддержала эту игру. Она понимала, что мир, созданный Феллини, нельзя разрушать. «Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что все могло сложиться как-то иначе», — признавался Феллини впоследствии.

Через две недели после знакомства они поженились, а через пять месяцев обвенчались. Через три недели после венчания Джульетта потеряла первого ребенка — упала со стремянки, доставая что-то с верхних полок шкафа: ей всегда не хватало роста... Женщина очень переживала, но врач и муж успокаивали: она ведь так молода, здорова, будут другие дети! Однако судьба распорядилась иначе. Вторая беременность Джульетты в 1945 году закончилась мучительными долгими родами, на свет появился их сын Пьетро Федерико Феллини — слабенький младенец, которому с самого начала врачи предрекали очень недолгую жизнь. Малыш прожил две недели.

Потеряв сына, Джульетта лишилась и надежды когда-нибудь стать матерью — после родов врачи предупредили, что детей у нее больше не будет.

Джульетта была убита горем, а Федерико приходил со съемок возбужденным. Он только и мог говорить, что о своей новой любви — кинематографе. Он говорил: «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я». И она старалась не плакать, хотя бы в его присутствии.

Федерико всегда был уверен в своей гениальности и особом предназначении. Он легко критиковал великих, для него не существовало авторитетов, он абсолютно не был способен прогибаться и совершать обходные маневры на пути к вожделенной цели. Феллини брал цель штурмом, а если он не давал результатов — отступал. Пока окружающий мир не признал в нем гения, подобная тактика не приносила положительных результатов.

И тогда за дело взялась Джульетта. Она устраивала обеды для тех людей, которые могли быть полезны Федерико в его карьере. Она старалась сглаживать резкость поведения Федерико своим аристократизмом. Даже если Феллини не являлся на эти обеды, Джульетта умудрялась так выстроить беседу, что к концу обеда приглашенные узнавали о Федерико больше, чем если бы он сидел рядом с ними.

В 1945 году Джульетта подружилась с любимцем всей Италии кинорежиссером Роберто Росселини. Она добилась своей цели: Росселини пригласил Феллини на студию: сначала ассистентом, потом вторым режиссером, а через три года сам снял фильм по его сценарию... Так начался творческий путь великого режиссера.

Всем нам хорошо известны такие его картины, как «Восемь с половиной» с Марчелло Мастроянни — во многом автобиографичный фильм, получивший множество премий, в том числе «Оскар» за лучший иностранный фильм и главный приз на международном кинофестивале в Москве, благодаря которому супруги Феллини в первый раз посетили Советский Союз. А еще — «Три шага в бреду», «Сатирикон Феллини», «Амаркорд» (1973, премия «Оскар»), «Репетиция оркестра»…

Всевозможных наград было сколько угодно… а вот денег, увы, нет. Федерико и Джульетта так и не стали даже более или менее обеспеченными людьми. Джульетта была очень практична, и друзья поговаривали, что именно поэтому маэстро не умер с голоду. Федерико никогда не носил с собой наличные — он знал, что наверняка моментально потратит все, что будет в кармане. Он и тратил — его визитной карточкой стали знаменитые алые шарфы, которые он заказывал у самых дорогих портных. Он, не задумываясь, мог снять самый дорогой номер в отеле только потому, что там останавливались Чарли Чаплин или Одри Хепберн. А Джульетта платила по счетам и в шутку называла себя финансистом. У нее не было ни мехов, ни бриллиантов, которые богине полагаются по статусу. Они так и не переехали из шумного и перенаселенного центра Рима в пригород, как это заведено у обеспеченных итальянцев. У них не было ни вилл, ни яхт, ни автомобилей, даже отдыхать они ездили в Римини — родной город Федерико и жили там в отцовском доме.

«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так говорил он о ней, а она не обижалась и благодарно улыбалась. Она могла бы сделать творческую карьеру. Но вместо этого делала его карьеру. Она осталась актрисой четырех ролей — все в его фильмах. А он продолжал получать «Оскары».


Под влиянием Кастанеды


В 60-х годах Федерико серьезно увлекся мистическими учениями, в частности, теорией Кастанеды. Нередко перед началом работы Феллини экспериментировал с ЛСД, который тогда еще не был под запретом. Наркотик на него не подействовал, а вот Кастанеда, несомненно, влияние оказал. Одной из самых показательных в этом отношении стала картина «Джульетта и духи». Фильм, сам вершащий свою судьбу. Так, на одном из показов что-то случилось с бобинами кинопроектора, они начали крутиться в странном порядке. Мистики утверждают, что у фильма была своя душа, которая и распоряжалась его судьбой.

Различные странности мучили Феллини всегда. Однажды в интервью он обмолвился: «Есть один фильм — я хочу сказать: идея, чувство, предощущение фильма, — с которым я ношусь уже пятнадцать лет. А он все никак не дается в руки, не удостаивает меня своим доверием, не раскрывает своих намерений. Каждый раз, как только я заканчиваю какую-нибудь работу, он неизменно дает о себе знать, словно желая напомнить, что теперь наступил его черед. Какое-то время он держится где-то рядом, выжидая, но в одно прекрасное утро глядь — а его и нет. Порой я даже начинаю подозревать, что это не фильм вовсе, а нечто иное, чего я еще не в состоянии осмыслить, и тогда мне становится немного не по себе». «Немного не по себе» — это то смутное чувство, которое тревожило Феллини беспрерывно. Особенно по ночам. Перед рождением новой картины изо дня в день Федерико видел один и тот же сон: китаец, входящий в полусонный аэропорт, где начальник Феллини. Китаец, который завладевает и управляет им. Китаец, который ждет визу.

«Какое-то непонятное чувство тревоги, беспокойства сжимает мне горло, лишает уверенности в себе, заставляет мое сердце биться учащенно. Я знаю, чужеземец ждет моего решения, но он не задает никаких вопросов, ни о чем не просит, вообще молчит…» — говорил Феллини.

Быть может, объяснение всем этим странностям и снам — дар предвидения, который, как, впрочем, у всех великих, проявился у Феллини еще в детстве. Маленького Федерико тревожили неясные видения о будущем, которые впоследствии сбылись: и то, как он прятался от итальянской полиции, когда его хотели забрать в армию, и его «фея» — Джульетта Мазина…


«Не плачь, Джельсомина»


Джульетта всегда скрывала от мужа свои проблемы и недуги. О ее смертельной онкологической болезни он очень долго даже не догадывался. Чтобы не тревожить Федерико, Джульетта лечилась амбулаторно, хотя врачи настоятельно советовали ей лечь в клинику. Она послушалась их совета только тогда, когда сам Феллини слег в больницу. Сославшись на какие-то дела, Мазина поехала в Рим, чтобы дать согласие на госпитализацию, и узнала, что уже слишком поздно — для них обоих.

Для Феллини это было как гром среди ясного неба. Он пришел в ужас, ведь Джульетта была для него всем — женой, матерью, подругой, советчицей, соавтором. Потерять все это в один миг он был не готов. Федерико потребовал машину, чтобы ехать к ней. Он был слаб после операции, ему нельзя было двигаться, он мог умереть в дороге... Его умоляли хотя бы повременить. Но он настоял на своем — и выехал в тот же день, когда получил весть о болезни жены.

Теперь они лежали в соседних палатах — Феллини выздоравливал, Джульетта умирала... Врачи сказали, что ей осталось полтора-два года. Супруги выписались из больницы в один день, в конце октября 1993 года. Феллини поторопил врачей с выпиской — он хотел отметить золотую свадьбу. В день 50-летнего юбилея супружеской жизни, 31 октября, Федерико настоял на том, чтобы пойти в тот самый ресторан, куда он пригласил ее в день знакомства. Джульетте хотелось провести этот день дома, но она покорилась, задавив в душе смутное предчувствие несчастья.

В ресторане Мазина вдруг расплакалась. Феллини всегда сердился, когда она плакала. Но сейчас неожиданно мягко сказал: «Не плачь... Джельсомина». Он назвал Джульетту именем ее первой экранной героини. И это были его последние слова. Подали закуски, он начал с аппетитом есть, затем произошел сердечный приступ, Феллини поперхнулся... Приехала «скорая», режиссера отвезли в больницу, в ту самую, из которой выписали несколько дней назад, пытались спасти, но поздно — Федерико умер еще в ресторане.

На похороны Феллини пришли миллионы людей. Дорога от Рима к Римини была забита машинами тех, кто хотел проводить маэстро в последний путь. Джульетта не плакала, только робко улыбалась в ответ на соболезнования.

Врачи обещали ей полтора или два года жизни при условии, что она будет бороться с болезнью. Но она не боролась — и пережила Федерико всего на шесть месяцев. Ее похоронили с фотографией мужа в руках, как она просила. На ее памятнике высечена надпись: «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать».


ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА
Первая крымская N 492, 20 СЕНТЯБРЯ/26 СЕНТЯБРЯ 2013


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2015-07-10. Наследники Феллини разрешили снять ремейк «Сладкой жизни»
Итальянская кинокомпания AMBI Group выкупила у наследников режиссера Федерико Феллини права на создание ремейка его фильма «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita), сообщает The Hollywood Reporter. Проект позиционируют как современный пересказ ленты 1960 года, но в нем останутся все основные элементы оригинальной картины.

2015-05-13. Квартира Феллини выставлена на продажу
Римская квартира знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини выставлена на продажу.

2014-06-14. По рисункам Феллини создадут мультфильм
Французский художник-аниматор Сильвен Шоме, создатель мультфильма «Иллюзионист», намерен снять анимационный фильм по неопубликованным рабочим записям и рисункам итальянского режиссера Федерико Феллини. Картину под названием The Thousand Miles («Тысяча миль») будут производить в Великобритании, в лондонской студии анимации Th1ng, сообщает Variety. Ожидается, что фильм выйдет на экраны в начале 2015 года.





День рождения маэстро - непревзойденного вруна
Биография Феллини
Здравствуйте, гений Федерико Феллини
Рим Феллини. Декорация к фантастическому миру
Новости
Итальянские режиссеры
Биографии режиссеров
Лауреаты премии "Оскар"
Известные итальянцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru