Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Фанатичный режиссер. Надежда Кошеверова


Биография
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые женщины по имени Надежда
Кто родился в Год Тигра

Надежда Кошеверова Не проходит и дня, чтобы по какому-нибудь каналу ТВ не показали хотя бы один фильм режиссёра Надежды Николаевны Кошеверовой. Именно под её руководством снимались такие любимые многими картины, как "Золушка" (1947 г.), "Укротительница тигров" (1954 г.), "Медовый месяц" (1956 г.), "Шофёр поневоле" (1958 г.), "Каин XVIII" (1963 г.), "Сегодня — новый аттракцион" (1966 г.), "Старая, старая сказка" (1968 г.), "Тень" (1971 г.), "Царевич Проша" (1974 г.), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1977 г.), "Соловей" (1979 г.), "Ослиная шкура" (1982 г.), "Сказка про влюблённого маляра" (1987 г.) и другие.

Родилась будущий мастер отечественного кино 23 сентября 1902 года в Санкт-Петербурге. Её отец занимал хорошее положение в обществе и был человеком обеспеченным — он служил в Азовско-Донском банке маклером и имел собственные дома в Питере и Крыму. Не равнодушен он был и к искусству, поэтому до Октябрьской революции раз в неделю утраивал приёмы, приглашая в гости деятелей культуры тех лет.

Маленькая Надя на эти празднества не допускалась, но всё же ей удавалось порой что-то увидеть и услышать, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка с детства мечтала стать актрисой.

С 1910 по 1916 г. Надежда училась в гимназии, и за это время её несколько раз отправляли за границу на лечение. Она побывала в Германии, Италии, Австрии. Эти вояжи остались в её памяти на всю жизнь. Впрочем, и иностранные языки она освоила — свободно владела французским, читала и говорила по-немецки, немного знала английский. Так что могла изъясняться с представителями разных культур.

В 1923 году Н. Кошеверова окончила актёрскую студию при Петроградском театре "Вольной комедии" и некоторое время там работала. Потом она перешла в театр под названием "Балаганчик". По её собственному признанию, был он скорее камерным и эстрадным, нежели драматическим, но опыт службы в нём оказался полезным.

Благодаря работе на различных театральных подмостках Н. Кошеверова познакомилась с Николаем Павловичем Акимовым — знаковой фигурой отечественного искусства. Он был талантливым художником, режиссёром и педагогом, "душой театра". Его имя носит театр Комедии в Санкт-Петербурге. Акимов стал не только другом и наставником, но и мужем Надежды Николаевны — в 1923 году они поженились.

А уже с 1925 года в жизнь Надежды Кошеверовой плотно вошло кино — тогда ещё молодое искусство. В ФЭКС (Фабрике эксцентрического актёра) её учителями были ныне легендарные мастера кино Л. Трауберг и Г. Козинцев. И именно у них, как у режиссёров-постановщиков, Надежда Николаевна начала свою карьеру в качестве ассистента.

Тогда ещё в киногруппах не существовало реквизиторов и не было жёсткого деления обязанностей, и Надежда Николаевна сама ходила на "блошиный" рынок, чтобы подобрать костюмы актёрам, а по Невскому проспекту прогуливалась лишь для того, чтобы высмотреть типажи, которые в дальнейшем можно будет соотнести с постановкой.

Таким образом, она была и ассистент режиссёра, и художник по костюмам, и монтажёр, и актёрский отдел в одном лице. В общем, не чуралась никакой работы, нужной для общего дела, и если надо, могла преспокойно вымыть полы.

Позже Г. Козинцев писал, что Кошеверова узнавала кинематограф по труду на рабочем месте, а не по книгам и чьим-то рассказам. Так что весь кинопроцесс она знала досконально, "от и до", уделяя пристальное внимание каждой составляющей фильма — сценарию, выбору натуры, костюмам, интерьерам, музыке… Поэтому так хороши её фильмы.

Сама она умела ездить на мотоцикле, занималась акробатикой. А актёрам могла показать то, чего они при иных обстоятельствах увидеть не могли. Например, как происходил парад борцов в старом цирке.

В 1934 году Надежда Николаевна рассталась с Н. Акимовым, но в дальнейшем их продолжали связывать добрые творческие отношения. Вторым мужем Н.Н. Кошеверовой стал кинооператор Андрей Николаевич Москвин — один из создателей отечественной операторской школы. Человеком он был молчаливым и своеобразным, порой предпочитал изъясняться жестами, но пара была вполне счастлива. И в 1935 году у них родился сын Николай.

В 1938 году вместе с Ю. Музыкантом Н. Кошеверова приступила к работе над фильмом "Аринка". И в 1940 году картина вышла на экран. Из изначально трагической истории авторы сумели сделать лирическую комедию об активной и энергичной девушке, как того требовало время, в котором не было места негативу, безделью и унынию. Молодёжью тех лет лента воспринималась очень хорошо, и многие смотрели её неоднократно.

После начала Великой Отечественной войны Надежда Николаевна вместе с киностудией "Ленфильм" отправилась в эвакуацию. В Алма-Ате Н. Кошеверова вместе с режиссёром Михаилом Шапиро сняла музыкальный фильм "Черевички" по одноимённой опере П.И. Чайковского. Когда в начале 1945 года Надежда Николаевна приехала в Москву, чтобы утвердить картину к показу, то в коридоре кинокомитета она случайно встретила актрису Янину Жеймо. Грустная, миниатюрная, трогательная женщина — её образ у Кошеверовой сразу связался с Золушкой.

И вот они уже в Ленинграде. Киностудия полуразрушена, но работа вовсю начата. Соавтором Кошеверовой вновь стал М. Шапиро, сценарий написал Е. Шварц, художественным оформлением занялся Н. Акимов, да и актёры были приглашены отменные — Э. Гарин, Ф. Раневская, А. Консовский, В. Меркурьев, Е. Юнгер, В. Мясникова, С. Филиппов…

Кинематографисты самоотверженно преодолевали трудности наконец-то наступившей мирной жизни, изобретательно обходя все препоны и изготавливая костюмы и реквизит буквально из ничего. Обстановка на съёмках царила поистине сказочная. Не случайно драматург Е. Шварц называл период работы над фильмом "Золушка" лёгким и вдохновенным. И именно тогда он переменил своё прохладное отношение к Кошеверовой, которая стала ему близка подобно тому, как порой становятся для нас родными друзья детства и юности.

На киноязык необыкновенно удачно были переведены нюансы произведения Шварца, которому были присущи богатая фантазия, дар писателя и обострённое чувство справедливости. Зрители увидели "Золушку" в 1947 году. И с тех пор полюбили навсегда.

Излюбленными жанрами Н. Кошеверовой были сказка и комедия. Во всех её фильмах органично сочетаются лиризм, романтизм, юмор и бытовой реализм, в них есть место общечеловеческим ценностям, а борьба идёт не с режимом или идеологией, а за доброе и светлое начало в людях. Хотя, конечно, все киноленты Н. Кошеверовой многоплановы, с неким подтекстом, сказки напоминают притчи, и вдумчивый отечественный зритель, умеющий видеть "фигу в кадре", и сегодня находит в этих вроде бы простых картинах массу аллюзий с современной жизнью. А уж про поучительные истины и говорить не приходится, ведь во все времена "никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, сердце — справедливым"…

Фильмы Надежды Николаевны рассчитаны на зрителей всех возрастов, так как в них действуют герои, близкие нам своей душевной теплотой, бескорыстием, верой в торжество добра и правды.

Знаковой картиной в биографии Н. Кошеверовой стал фильм "Укротительница тигров". Как эту, так и другую постановку о цирке "Сегодня — новый аттракцион", Надежда стремилась сделать как можно более достоверной, поэтому артисты в сценах, где это было нужно, находились с животными в непосредственной близости — водили хищников на поводке, входили к ним в клетки, поглаживали животных и т.д.

Картины о цирке в фильмографии режиссёра неслучайны. Надежда Николаевна признавалась: "Цирк — моя давняя, непреходящая любовь… За праздничной лёгкостью циркового представления — многодневный, упорный труд".

Н. Кошеверова и сама служила примером смелости и преданности профессии. Сохранилась фотография, на которой Надежда Николаевна невозмутимо стоит, держа на коротком поводке тигра, и при этом спокойно курит.

Н. Кошеверову вообще отличали скромность, самообладание, личное мужество и умение стойко, без жалоб и сетований, переносить все тяготы и горести. Так, однажды, когда во время съёмок один артист неожиданно стал тонуть, то Кошеверова, уже пожилая на тот момент дама, первая бросилась в холодную воду ему на помощь. И при этом даже не сняла тяжёлое пальто, в котором стояла на площадке.

Контакт с артистами у Надежды Николаевны был потрясающий, она умела учитывать не только все грани их дарования, но и делать скидку на недостатки. Даже став знаковой фигурой отечественного кино, "лицом киностудии “Ленфильм”", она вела себя также просто, как обычный человек. Душа её не черствела, и она с пониманием и заботой относилась к коллегам и друзьям.

Работа с Н. Кошеверовой всем приносила радость. К ней с огромным уважением относились все члены съёмочной группы — от маститых актёров до светотехников и рабочих. А начинающие кинематографисты учились у неё профессиональному мастерству. Режиссёр С. Снежкин назвал Кошеверову "вторым ВГИКом, который он закончил".

Надежда Николаевна умела собирать вокруг себя преданных кино людей, а также открывала и поддерживала таланты, в первую очередь актёрские. Благодаря ей по широкой дороге в кино вошли Л. Касаткина, Н. Ургант, О. Даль, М. Неёлова, Т. Пельтцер, М. Полбенцева и многие другие.

И если Надежда Николаевна восхищалась актёром, ценила его дар и мастерство, то приглашала на съёмки по несколько раз. Поэтому из картины в картину вместе с ней путешествовали многие отечественные артисты, в том числе Ф. Раневская, Э. Гарин, П. Кадочников, С. Филиппов, В. Этуш, Г. Вицин, В. Титова, З. Гердт, А. Демьяненко, Г. Штиль...

Женщина-режиссёр в советское время была явлением исключительным. Про Кошеверову говорили, что характер у неё мужской и в работе она может дать форму любому мужчине. И даже в весьма почтенном возрасте, будучи уже нездоровой, работала она чётко и быстро.

Евгений Шварц писал о Н. Кошеверовой: "…в работе она была на зависть вынослива, неуступчива, неутомима. И делала то, что надо. Не мудрствуя лукаво. Убеждена была она в своей правоте без всяких оглядываний. И когда друзья налетали на неё по тому или другому случаю, касающемуся её режиссуры, она в ответ только посмеивалась, баском. И хотел написать — поступала по-своему. Но вспомнил, что в тех случаях, когда доводы оказывались убедительными, она спокойно соглашалась. Нет, упрямство её было доброкачественным. А иногда оставалась при своём, хотя друзья налетали строго и темпераментно — Надя была отличный парень, великолепный товарищ. Во-первых, не обижалась. А во-вторых, обидевшись, так и сказала бы, а не ответила бы ударом из-за угла."

Надежда Николаевна приходила на студию до последних дней, когда уже не могла работать, и просто сидела рядом с теми, кто её любил, ведь "Ленфильм" был её домом.

Н.Н. Кошеверовой не стало 22 февраля 1989 года. Она похоронена на кладбище посёлка Комарово Ленинградской области. Но и сегодня по телевизору можно увидеть картины, снятые под её руководством.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 23.08.2013


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые женщины по имени Надежда
Кто родился в Год Тигра


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru