![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Фанатичный режиссер. Надежда Кошеверова • Биография • Российские режиссеры • Биографии режиссеров • Знаменитые женщины по имени Надежда • Кто родился в Год Тигра
Родилась будущий мастер отечественного кино 23 сентября 1902 года в Санкт-Петербурге. Её отец занимал хорошее положение в обществе и был человеком обеспеченным — он служил в Азовско-Донском банке маклером и имел собственные дома в Питере и Крыму. Не равнодушен он был и к искусству, поэтому до Октябрьской революции раз в неделю утраивал приёмы, приглашая в гости деятелей культуры тех лет. Маленькая Надя на эти празднества не допускалась, но всё же ей удавалось порой что-то увидеть и услышать, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка с детства мечтала стать актрисой. С 1910 по 1916 г. Надежда училась в гимназии, и за это время её несколько раз отправляли за границу на лечение. Она побывала в Германии, Италии, Австрии. Эти вояжи остались в её памяти на всю жизнь. Впрочем, и иностранные языки она освоила — свободно владела французским, читала и говорила по-немецки, немного знала английский. Так что могла изъясняться с представителями разных культур. В 1923 году Н. Кошеверова окончила актёрскую студию при Петроградском театре "Вольной комедии" и некоторое время там работала. Потом она перешла в театр под названием "Балаганчик". По её собственному признанию, был он скорее камерным и эстрадным, нежели драматическим, но опыт службы в нём оказался полезным. Благодаря работе на различных театральных подмостках Н. Кошеверова познакомилась с Николаем Павловичем Акимовым — знаковой фигурой отечественного искусства. Он был талантливым художником, режиссёром и педагогом, "душой театра". Его имя носит театр Комедии в Санкт-Петербурге. Акимов стал не только другом и наставником, но и мужем Надежды Николаевны — в 1923 году они поженились. А уже с 1925 года в жизнь Надежды Кошеверовой плотно вошло кино — тогда ещё молодое искусство. В ФЭКС (Фабрике эксцентрического актёра) её учителями были ныне легендарные мастера кино Л. Трауберг и Г. Козинцев. И именно у них, как у режиссёров-постановщиков, Надежда Николаевна начала свою карьеру в качестве ассистента. Тогда ещё в киногруппах не существовало реквизиторов и не было жёсткого деления обязанностей, и Надежда Николаевна сама ходила на "блошиный" рынок, чтобы подобрать костюмы актёрам, а по Невскому проспекту прогуливалась лишь для того, чтобы высмотреть типажи, которые в дальнейшем можно будет соотнести с постановкой. Таким образом, она была и ассистент режиссёра, и художник по костюмам, и монтажёр, и актёрский отдел в одном лице. В общем, не чуралась никакой работы, нужной для общего дела, и если надо, могла преспокойно вымыть полы. Позже Г. Козинцев писал, что Кошеверова узнавала кинематограф по труду на рабочем месте, а не по книгам и чьим-то рассказам. Так что весь кинопроцесс она знала досконально, "от и до", уделяя пристальное внимание каждой составляющей фильма — сценарию, выбору натуры, костюмам, интерьерам, музыке… Поэтому так хороши её фильмы. Сама она умела ездить на мотоцикле, занималась акробатикой. А актёрам могла показать то, чего они при иных обстоятельствах увидеть не могли. Например, как происходил парад борцов в старом цирке. В 1934 году Надежда Николаевна рассталась с Н. Акимовым, но в дальнейшем их продолжали связывать добрые творческие отношения. Вторым мужем Н.Н. Кошеверовой стал кинооператор Андрей Николаевич Москвин — один из создателей отечественной операторской школы. Человеком он был молчаливым и своеобразным, порой предпочитал изъясняться жестами, но пара была вполне счастлива. И в 1935 году у них родился сын Николай. В 1938 году вместе с Ю. Музыкантом Н. Кошеверова приступила к работе над фильмом "Аринка". И в 1940 году картина вышла на экран. Из изначально трагической истории авторы сумели сделать лирическую комедию об активной и энергичной девушке, как того требовало время, в котором не было места негативу, безделью и унынию. Молодёжью тех лет лента воспринималась очень хорошо, и многие смотрели её неоднократно. После начала Великой Отечественной войны Надежда Николаевна вместе с киностудией "Ленфильм" отправилась в эвакуацию. В Алма-Ате Н. Кошеверова вместе с режиссёром Михаилом Шапиро сняла музыкальный фильм "Черевички" по одноимённой опере П.И. Чайковского. Когда в начале 1945 года Надежда Николаевна приехала в Москву, чтобы утвердить картину к показу, то в коридоре кинокомитета она случайно встретила актрису Янину Жеймо. Грустная, миниатюрная, трогательная женщина — её образ у Кошеверовой сразу связался с Золушкой. И вот они уже в Ленинграде. Киностудия полуразрушена, но работа вовсю начата. Соавтором Кошеверовой вновь стал М. Шапиро, сценарий написал Е. Шварц, художественным оформлением занялся Н. Акимов, да и актёры были приглашены отменные — Э. Гарин, Ф. Раневская, А. Консовский, В. Меркурьев, Е. Юнгер, В. Мясникова, С. Филиппов… Кинематографисты самоотверженно преодолевали трудности наконец-то наступившей мирной жизни, изобретательно обходя все препоны и изготавливая костюмы и реквизит буквально из ничего. Обстановка на съёмках царила поистине сказочная. Не случайно драматург Е. Шварц называл период работы над фильмом "Золушка" лёгким и вдохновенным. И именно тогда он переменил своё прохладное отношение к Кошеверовой, которая стала ему близка подобно тому, как порой становятся для нас родными друзья детства и юности. На киноязык необыкновенно удачно были переведены нюансы произведения Шварца, которому были присущи богатая фантазия, дар писателя и обострённое чувство справедливости. Зрители увидели "Золушку" в 1947 году. И с тех пор полюбили навсегда. Излюбленными жанрами Н. Кошеверовой были сказка и комедия. Во всех её фильмах органично сочетаются лиризм, романтизм, юмор и бытовой реализм, в них есть место общечеловеческим ценностям, а борьба идёт не с режимом или идеологией, а за доброе и светлое начало в людях. Хотя, конечно, все киноленты Н. Кошеверовой многоплановы, с неким подтекстом, сказки напоминают притчи, и вдумчивый отечественный зритель, умеющий видеть "фигу в кадре", и сегодня находит в этих вроде бы простых картинах массу аллюзий с современной жизнью. А уж про поучительные истины и говорить не приходится, ведь во все времена "никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, сердце — справедливым"… Фильмы Надежды Николаевны рассчитаны на зрителей всех возрастов, так как в них действуют герои, близкие нам своей душевной теплотой, бескорыстием, верой в торжество добра и правды. Знаковой картиной в биографии Н. Кошеверовой стал фильм "Укротительница тигров". Как эту, так и другую постановку о цирке "Сегодня — новый аттракцион", Надежда стремилась сделать как можно более достоверной, поэтому артисты в сценах, где это было нужно, находились с животными в непосредственной близости — водили хищников на поводке, входили к ним в клетки, поглаживали животных и т.д. Картины о цирке в фильмографии режиссёра неслучайны. Надежда Николаевна признавалась: "Цирк — моя давняя, непреходящая любовь… За праздничной лёгкостью циркового представления — многодневный, упорный труд". Н. Кошеверова и сама служила примером смелости и преданности профессии. Сохранилась фотография, на которой Надежда Николаевна невозмутимо стоит, держа на коротком поводке тигра, и при этом спокойно курит. Н. Кошеверову вообще отличали скромность, самообладание, личное мужество и умение стойко, без жалоб и сетований, переносить все тяготы и горести. Так, однажды, когда во время съёмок один артист неожиданно стал тонуть, то Кошеверова, уже пожилая на тот момент дама, первая бросилась в холодную воду ему на помощь. И при этом даже не сняла тяжёлое пальто, в котором стояла на площадке. Контакт с артистами у Надежды Николаевны был потрясающий, она умела учитывать не только все грани их дарования, но и делать скидку на недостатки. Даже став знаковой фигурой отечественного кино, "лицом киностудии “Ленфильм”", она вела себя также просто, как обычный человек. Душа её не черствела, и она с пониманием и заботой относилась к коллегам и друзьям. Работа с Н. Кошеверовой всем приносила радость. К ней с огромным уважением относились все члены съёмочной группы — от маститых актёров до светотехников и рабочих. А начинающие кинематографисты учились у неё профессиональному мастерству. Режиссёр С. Снежкин назвал Кошеверову "вторым ВГИКом, который он закончил". Надежда Николаевна умела собирать вокруг себя преданных кино людей, а также открывала и поддерживала таланты, в первую очередь актёрские. Благодаря ей по широкой дороге в кино вошли Л. Касаткина, Н. Ургант, О. Даль, М. Неёлова, Т. Пельтцер, М. Полбенцева и многие другие. И если Надежда Николаевна восхищалась актёром, ценила его дар и мастерство, то приглашала на съёмки по несколько раз. Поэтому из картины в картину вместе с ней путешествовали многие отечественные артисты, в том числе Ф. Раневская, Э. Гарин, П. Кадочников, С. Филиппов, В. Этуш, Г. Вицин, В. Титова, З. Гердт, А. Демьяненко, Г. Штиль... Женщина-режиссёр в советское время была явлением исключительным. Про Кошеверову говорили, что характер у неё мужской и в работе она может дать форму любому мужчине. И даже в весьма почтенном возрасте, будучи уже нездоровой, работала она чётко и быстро. Евгений Шварц писал о Н. Кошеверовой: "…в работе она была на зависть вынослива, неуступчива, неутомима. И делала то, что надо. Не мудрствуя лукаво. Убеждена была она в своей правоте без всяких оглядываний. И когда друзья налетали на неё по тому или другому случаю, касающемуся её режиссуры, она в ответ только посмеивалась, баском. И хотел написать — поступала по-своему. Но вспомнил, что в тех случаях, когда доводы оказывались убедительными, она спокойно соглашалась. Нет, упрямство её было доброкачественным. А иногда оставалась при своём, хотя друзья налетали строго и темпераментно — Надя была отличный парень, великолепный товарищ. Во-первых, не обижалась. А во-вторых, обидевшись, так и сказала бы, а не ответила бы ударом из-за угла." Надежда Николаевна приходила на студию до последних дней, когда уже не могла работать, и просто сидела рядом с теми, кто её любил, ведь "Ленфильм" был её домом. Н.Н. Кошеверовой не стало 22 февраля 1989 года. Она похоронена на кладбище посёлка Комарово Ленинградской области. Но и сегодня по телевизору можно увидеть картины, снятые под её руководством. Мария Морозова Женский журнал Суперстиль • 23.08.2013 Добавить комментарий к статье • Биография • Российские режиссеры • Биографии режиссеров • Знаменитые женщины по имени Надежда • Кто родился в Год Тигра Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |