Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Портрет

Портрет (от французского portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, подгрудные, в полный рост, анфас, в профиль и так далее. Существуют портреты на медалях, геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр портрета - автопортрет. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров (портрет-картина, портрет-тип, карикатура-шарж, сатирический портрет). Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль "двойника" портретируемого в загробной жизни. Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонической тип изображения индивидуальных черт определенного человека. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Древнеримский портрет отмечен четкой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик. Эпоха средних веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религиозной соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европейского портрета. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей, их приближенных, донаторов). Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда - в непосредственном общении с вымышленными (мифическими и евангельскими) персонажами. Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом. Большей по сравнению с итальянским портретом духовной заостренностью, предметной точностью изображения отличалось портретное творчество нидерландских (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Хольбейн Младший) мастеров. Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях общественно-политических сдвигов на рубеже XVI-XVII вв. определил новый характер западноевропейского портрета. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в XVII веке получили наиболее полное воплощение в искусстве Голландии. Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портретные работы Рембрандта. Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Хальса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве испанца Диего Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства, духовного богатства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Яркие, полнокровные натуры привлекают внимание фламанского живописца Питера Пауля Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмеченывиртуозые по технике портреты его соотечественника Антониса ван Дейка. Свежие реалистические тенденции проявились в портрете XVIII века, связанных с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произведениям французских портретистов (живопись и графика Мориса Кантена де Латура и Жана Оноре Фрагонара, пластика Жана Антуана Гудона и Жана Батиста Пигаля, "жанровые" портреты Жана Батиста Симеона Шардена, пастели Жана Батиста Перронно) и живописцев Великобритании (Уильям Хогарт, Джошуа Рейнолдс, Томас Гейнсборо). Великая французская революция 1789-1794, национально-освободительные движения 1-й половины XIX века способствовали постановке и решению новых задач в жанре портрета. Существенные аспекты эпохи ярко и правдиво отразились в целой галерее отмеченных чертами классицизма портретах французского художника Жака Луи Давида. Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно-сатирические образы создал в своих портретах испанский живописец Ф. Гойа. В 1-й половине XIX века наряду с развитием тенденций романтизма (портретные работы Теодора Жерико и Эжена Делакруа во Франции, Ореста Адамовича Кипренского, Карла Павловича Брюллова, отчасти Василия Андреевича Тропинина в России, Филипп Отто Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (Жан Огюст Доминик Энгр), появились значительные образцы сатирического портрета (Оноре Домье, Франция). В середине и во 2-й половине XIX века расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений, представители которых решали проблемы социально-психологической характеристики, отображения этических достоинств современника. В психологических, часто социально типизированных портретах передвижников Василия Перова, Николая Ге, Ивана Крамского, Ильи Репина воплотился их интерес к представителям народа, к разночинской интеллигенции как к социально значимым, полным духовного благородства личностям. Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников привели в последней трети XIX века к обновлению идейно-художественных концепций портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В XX веке в жанре портрета проявилисьсложные и противоречивые тенденции искусства новейшего времени. На почве модернизма возникают произведения, лишенные самой специфики портрета, нарочито деформирующие или вовсе упраздняющие образ человека. В противовес им шли интенсивные, иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности человека XX века, творчески развивались традиции реалистического портрета. Портретное искусство отличалось богатством и многообразием индивидуально-творческих решений, смелыми поисками новых выразительных средств - в графике Кете Кольвиц (Германия), в пластике Шарль Деспьо (Франция), Эрнст Барлах (Германия), Вяйнё Аалтонен (Финляндия), Джакомо Манцу (Италия), в живописи Пабло Пикассо, Анои Матисс (Франция), Амедео Модильяни, Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера, Давид Сикейрос (Мексика), Эндрю Уайет (США) и многие другие.

Портрет - рассказ Ивана Бунина.

Портрет - рассказ Алексея Толстого.



Все словари
Общий словарь
Словарь по искусству



Смотрите в других словарях:
Портрет (Народный словарь Помощник кроссвордиста)
Портрет (Словарь синонимов [В.Н. Тришин, 2013])
Портрет (Словарь иностранных слов)
Портрет (Толковый словарь Ушакова)
Портрет (Толковый словарь Ожегова и Шведовой)



Случайные ссылки:
Вминать - 1) Вдавливать во что-либо [об...
Лежбища — места сосредоточения ластоног...
Мехолиловый тест - метод фракционного и...
Скважины - Цилиндрические полости в гру...
Холодильник - 1) Специальное устройство...
Аметистовый цвет – насыщенный искрасна-...
День Мартина Лютера Кинга. День Мартина...
Окультуренное растение - культивируемое...
Омологация - приведение технических хар...
Фотография - теория и методы получения ...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Властелин
Ибис 3 буквы
Погост
Устройство
Покровитель
Портрет

Список слов на букву П из 7 букв
Список слов из 7 букв, вторая буква о
Список слов из 7 букв, третья буква р
Список слов из 7 букв, четвертая буква т
Список слов из 7 букв, пятая буква р
Список слов из 7 букв, шестая буква е
Список слов из 7 букв, последняя буква т
Список слов из 7 букв, первая П, последняя т
Слова из букв слова Портрет из 5 букв
Слова из букв слова Портрет из 6 букв
Слова начинающиеся на Пор

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru