Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Алеко

Алеко - герой поэмы Александра Пушкина «Цыганы» (1824). Алеко - прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух социальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. Алеко обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв Алеко с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
В дальнейшем изгнанник Алеко появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, Алеко может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера Алеко. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь Алеко не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для Алеко полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие Алеко оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость Алеко неотвратимо идет к преступлению - убийству Земфиры. В любви Алеко проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, то есть те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы Алеко в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие - то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя.
Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание - на сей раз из цыганского табора - и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.
Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» Алеко не слышит старика, не принимает его советов.

«Нет, я, не споря,
От прав моих не откажусь,
Или хоть мщеньем наслажусь»,

- заявляет он.

Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности Алеко символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений Алеко в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (Алеко - цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. Алеко трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.

Л.М.Ельницкая.

Образ пушкинского Алеко был воплощен в одноименной опере Сергея Васильевича Рахманинова на либретто Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-пси-хологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, Алеко с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает Алеко над возлюбленной и соперником. Выдающимися исполнителями партии Алеко были Федор Шаляпин (1899) и А.П. Огнивцев (1954).

И.И.Силантьева.

Алеко - Опера Сергея Рахманинова.

Алеко - Пушкинский персонаж.



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей



Смотрите в других словарях:
Алеко (Народный словарь Помощник кроссвордиста)


Ссылки по теме:
Земфира - персонаж поэмы ...

Случайные ссылки:
Straight Flush - комбинация из пяти кар...
Высоковатый - В некоторой, в определенн...
Сераскир - 1) Главнокомандующий (в султ...
Вермишель (итальянское vermicelli, букв...
Иоканга, река на Кольском полуострове в...
Нефтекамск, город в Башкирии. ...
Остров Святой Елены (Saint Helena Islan...
Рукописи Мёртвого моря — название манус...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Микадо 5 букв
Гештальтпсихология
Наговор 5 букв
Зодчий
Умышленный

Список слов на букву А из 5 букв
Список слов из 5 букв, вторая буква л
Список слов из 5 букв, третья буква е
Список слов из 5 букв, четвертая буква к
Список слов из 5 букв, последняя буква о
Список слов из 5 букв, первая А, последняя о
Головоломки со словом Алеко
Слова из букв слова Алеко из 3 букв
Слова из букв слова Алеко из 4 букв
Слова начинающиеся на Але

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru