Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Фальстаф

Фальстаф - 1. (английское Falstaff) - центральный персонаж пьес Шекспира: исторической хроники «Генрих IV» и комедии «Виндзорские насмешницы» (1597). Один из самых популярных комических персонажей Шекспира. В образе своего героя драматург «совместил» двух реальных исторических персон. Это сэр Джон Олдкасл, лорд Кобем, примкнувший, несмотря на свое знатное происхождение, к секте лоллардов (предшественников пуритан), выступивший с обличениями в адрес католической церкви и сожженный за ересь в 1417 году. Другой прототип Фальстафа - баронет Джон Фастолф, современник и соратник Генриха V, мужественный воин, единственный раз в жизни проявивший недостаток мужества и бежавший с поля боя при Патэ, За это был лишен всех воинских званий. Шекспир в данном случае полностью отошел от обоих исторических прототипов, превратив двух вполне достойных людей в старого шута, обжору и бездельника. Однако, как гласит предание и как пишет первый биограф Шекспира Николас Роу, после представления «Генриха IV» королева Елизавета так восхищалась достойным удивления характером Фальстафа, что велела вывести его в другой пьесе. Этим «социальным заказом» во многом объясняется спешность, с которой вслед за исторической хроникой появилась комедия.
Наделив своего героя, с одной стороны, чертами аллегорического персонажа средневекового английского моралите Порока (Vice), а с другой - некоторыми приметами типажа «хвастливого воина» римской паллиаты, Шекспир тем не менее создал вполне оригинальный образ, притягательный, полный неотразимо-лукавого обаяния и одновременно отталкивающий. В Фальстафе привлекает его внутренняя раскованность, насмешливо-скептическое отношение ко всякого рода догмам, ум и бесконечное чувство юмора, позволяющее ему, вышучивая всех и каждого, посмеиваться и над самим собой. Его шутки, выходки подчас подлинно артистичны и изобретательны. Недаром умница принц Гарри (становящийся во второй части «Генриха IV» королем Генрихом V), столь дружески с ним общается, находя в Фальстафе независимость суждений и насмешливо-циничный ум в сочетании с веселостью нрава и всегдашней готовностью ко всяческим проказам. Его положение в компании принца, впрочем, двояко: с одной стороны, друг (Фальстаф как-никак дворянин, обедневший рыцарь), с другой - нечто вроде шута. Несмотря на свои годы, наш герой чрезвычайно подвижен, и все его жалобы на плохое самочувствие не что иное, как игра, своеобразное кокетство, способ привлечь к себе внимание окружающих. Он вообще прирожденный комедиант, способный приспособиться к любым обстоятельствам, надев любую личину, и из любой ситуации извлечь максимум забавы для себя. Склонность хорошо поесть и выпить роднит его с Панургом Ф. Рабле, а постоянная готовность на выдумку, самую неправдоподобную, но излагаемую им с невозмутимым видом и неизменной находчивостью, отчасти предвосхищает знаменитого барона Мюнхгаузена.
Однако недостатки Фальстафа суть продолжение его достоинств. Его внутренняя свобода оборачивается свободой для себя, его юмор - цинизмом, раблезианская широта - элементарным пьянством и обжорством. Он может быть нечист на руку, неискренен в словах и бесчестен в поступках. Его насмешка над моралью перерастает в аморализм. Фальстаф, таким образом, вполне ренессансная фигура, с эпикуреизмом и вольномыслием, и в то же время в нем отчетливо видны черты кризиса ренессансной гармонии. Это развитие образа Фальстафа особенно ощутимо при сравнении его первого «явления» в «Генрихе IV» и второго - в «Виндзорских насмешницах»: он как будто постепенно «увядает» под пером своего создателя, краски блекнут, шутки повторяются, он становится неинтересен и скучен. Благодаря герою Шекспира выражение «фальстафовский дух» стало нарицательным для обозначения безудержной веселости, неиссякаемого оптимизма, бесконечной изобретательности, упоения жизнью, «ликования плоти».
Среди зарубежных исполнителей роли следует отметить Т. Беттертона, Ф. Шредера, В. Дигельмана («Генрих IV» в постановке М. Рейнгардта, 1912, в роли принца Гарри - Александр Моисси). В России Фальстаф был одной из любимых ролей Михаила Семёновича Щепкина (в его бенефис 1838 году впервые в России были поставлены в Малом театре «Виндзорские насмешницы» под названием «Виндзорские кумушки»); в 1840 году переведенный для его бенефиса Николаем Христофоровичем Кетчером, «Генрих IV» был запрещен цензурой. В 1866 году там же роль Фальстафа исполнил Иван Самарин, в 1890 - Александр Ленский. В 1887 году в Александрийском театре Фальстафа сыграл К.А. Варламов, в 1904 - В.Н. Давыдов. Из современных исполнителей этой роли выделяется Е.А. Лебедев («Генрих IV», БДТ, 1969).
Первым воплощением образа героя на музыкальной сцене явилась опера А. Сальери (1799). За ней последовала комическая опера Отто Николаи «Виндзорские насмешницы», премьера которой состоялась в Берлине в 1849 году, в России - в 1859, первым исполнителем партии Фальстафа стал О.А. Петров. В 1893 году на либретто А. Бойто была написана опера Джузеппе Верди «Фальстаф». Кредо вердиевского Фальстафа: «Все в мире шутка!» И жизнь - тоже... Образ персонажа - преодоление горького осознания старости самим Верди, сроднившимся со своим созданием, как с живым человеком. Вот надпись на партитуре оперы: «Иди, иди, старый Джон, Иди своей дорогой, сколько жизнь тебе позволит. Все кончено. Забавный тип плута, Вечно живой, под разными масками, Повсюду и везде. Иди, иди, вперед, вперед!» Первым исполнителем партии Фальстафа на премьере оперы в театре «Ла Скала» был В. Морель.

Ю.Г.Фридштейн.

2. Употребляется как символ хвастливого, пустого человека.

Фальстаф - Опера Джузеппе Верди.

Фальстаф - Анатолий Папанов в фильме «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа».



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей



Смотрите в других словарях:
Фальстаф (Народный словарь Помощник кроссвордиста)
Фальстаф (Словарь синонимов [В.Н. Тришин, 2013])


Ссылки по теме:
«Ла Скала» ("La Scala"). Итальянский опер...

Случайные ссылки:
Кардиокинематография (кардио- + кинемат...
Хореопаты (хорея + греческое pathos стр...
Ноотропные средства - представители пси...
Палата шахматной доски — в средневеково...
Харлем, город на западе Нидерландов, ст...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Фальстаф
Душистая 4 буквы
Грация
Прозрачная разновидность корунда 5 букв
Насечка 6 букв
Буковые 2 буквы

Список слов на букву Ф из 8 букв
Список слов из 8 букв, вторая буква а
Список слов из 8 букв, третья буква л
Список слов из 8 букв, четвертая буква ь
Список слов из 8 букв, пятая буква с
Список слов из 8 букв, шестая буква т
Список слов из 8 букв, седьмая буква а
Список слов из 8 букв, последняя буква ф
Список слов из 8 букв, первая Ф, последняя ф
Слова начинающиеся на Фал

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru