Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Борис Годунов

Борис Годунов. 1. Герой трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (перв. редакция - 1825, последующие до 1830; первонач. названия - «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве»; вариант жанрового обозначения - драматическая повесть). Историческим прототипом героя Пушкина является Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605) - боярин (с 1580), выдвинувшийся в годы опричнины, назначенный умирающим Иваном Грозным одним из опекунов его сына, Федора Ивановича; фактический правитель страны в царствование последнего; с 1598-го - царь и великий князь всея Руси. При создании образа основным источником послужила «История государства Российского» Н.М. Карамзина. От сюда Пушкин почерпнул сведения о том, что погибший в Угличе малолетний царевич Димитрий был убит по наущению Годунова. Эту легенду, достоверность которой во времена Пушкина вызывала серьезные сомнения, поэт положил в основу трагедийной коллизии. Стремясь «воссоздать век минувший во всей его истине», Пушкин тем не менее творит художественный образ, в котором черты исторического лица нанесены на портрет, сложившийся в воображении поэта. Помимо реального прототипа у пушкинского Бориса Годунова имеется ряд литературных прообразов. Это прежде всего герои Шекспира - Генрих IV, Ричард III, Король Джон, Макбет, Клавдий. В Борисе Годунове можно проследить следы персонажей классицистической трагедии (в частности, Гофолии Расина). Влияние последней особенно существенно с точки зрения художественной эстетики образа. На Бориса Годунова не распространяется пушкинская формула стиля этой трагедии: «стиль трагедии смешанный» (письмо к Н.Н. Раевскому, 1829). Весь образ Бориса Годунова выдержан в едином патетическом стиле, тогда как Самозванец олицетворяет «смешанный стиль», соединяющий высокое и низкое, патетику и буффонаду, стихотворные и прозаические диалоги, что вполне соответствует образу романтического героя, каким является этот персонаж. Борис Годунов и Самозванец, будучи сюжетными противниками, одновременно выражают противоборство двух художественных направлений - классицизма и романтизма. (Последнее способно многое объяснить в оценках героев трагедии современной Пушкину критикой: почему, например, П.А. Катенин ополчался на Самозванца, а В.Г. Белинский был особенно резок в суждениях о Годунове) Образ Бориса Годунова присутствует во всех (двадцати трех) сценах трагедии, начиная с самых первых реплик, из которых выясняется, что, «затворясь в монастыре с сестрою, он, кажется, покинул все мирское». Об «ужасном злодействе», совершенном Годуновым, ведут диалоги Шуйский и Воротынский, Пимен и Григорий Отрепьев, правление Бориса обсуждают Шуйский и Афанасий Пушкин; о его свержении говорит Марина Мнишек «у фонтана» - и так далее до последних сцен, когда толпа штурмует Кремль, чтобы «вязать Борисова щенка», а потом, узнав о новом злодействе («Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом»), - «в ужасе молчит».
Незримо присутствуя на всем протяжении действия, Годунов непосредственно появляется только в шести сценах трагедии. Его роль включает пять больших монологов и почти лишена диалогов. Последние остаются неразвернутыми, как бы обрываются на полуслове. Еще Н.А. Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Борис Годунов все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Годунов, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России». В пятнадцатой картине просит беседы у Патриарха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить», и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Бориса Годунова, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье»: став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию.
Борис Годунов у Пушкина - носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Это скорее трагическая ошибка, гамартия, по терминологии Аристотеля. Вина же Годунова (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал самым лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Бориса Годунова судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста». Однако вины своей перед народом Годунов так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше». За эту вину, за бессердечие власти судит Бориса народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным». В конечном счете Борис Годунов расплачивается за то, что все время «уходит». Наступает момент, когда начинают уходить от него - все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов.
Образ Годунова вызвал разноречивые толкования в современной Пушкину критике. Н.А. Полевой считал, что характеру героя недостает развития - показано одно лишь состояние предсмертной агонии обреченного на муки совести царя-преступника. В.Г. Белинский усматривал в пушкинском персонаже «мелкий и ограниченный взгляд на натуру человека». Как «жалкую мелодраму» расценил критик мысль поэта - «заставить злодея читать самому себе мораль». Иную оценку образу дал Н.И. Надеждин: герой, показанный «под карамзинским углом зрения, никогда еще не являлся в столь верном и ярком очерке». А.А. Дельвиг отмечал в Годунове изображение «самых тайных изгибов сердца его».

С.В.Стахорский

2. Центральный персонаж трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1864), «Царь Федор Иоаннович» (1864-1868), герой трагедии «Царь Борис» (1868-1869) А.К. Толстого. Образ Бориса Годунова проходит через всю трилогию, являясь основным связующим звеном грандиозного по масштабу исторического полотна. Уже в первой трагедии образ Годунова определяет одну из важнейших тем нравственно-философской проблематики триптиха Толстого - тему «окольного пути». В «Царе Борисе» она получает дальнейшее развитие и завершение.
Пьеса начинается картиной полного торжества Годунова, венчающегося на царство. Все славят правление мудрого и справедливого царя. Сам Борис Годунов одержим одним лишь желанием - править во славу и во благо государства. В монологе, завершающем эту сцену, Годунов оправдывает окольный, кровавый путь, приведший его к власти. С прошлым покончено, ибо теперь «держит скиптр для правды и добра лишь царь Борис - нет боле Годунова». Борис хочет царствовать, избегая крови и насилия; он мечтает о преобразовании государства. Но «прямой путь» для него, избравшего однажды окольный, невозможен. Причина его гибели - не в каких-то политических обстоятельствах, а в нем самом. Зерна злодеяний, посеянные в первой части трилогии, теперь прорастают и приводят героя к полной катастрофе. Объясняя финал «Смерти Иоанна Грозного», Толстой подчеркивал неотвратимость гибели Годунова: «Торжествует один Годунов и клеврет его Битяговский, но зритель предчувствует, что и им также придется пожать плоды посеянного ими семени». Образ Бориса Годунова становится наиболее последовательным воплощением одного из главных мотивов всей трилогии - мотива возмездия за совершенные преступления. От прошлого нельзя уйти. Над всеми начинаниями Годунова тяготеют его преступления: виновность в смерти Грозного, в смерти Ивана Петровича Шуйского и в самом страшном преступлении - убийстве царевича Димитрия. А.К. Толстой сосредоточивает свое внимание на внутренней душевной трагедии осознания тяжести греха и неотвратимости расплаты. Пушкинский Борис Годунов тоже изнемогает под гнетом совершенного преступления, ибо он нарушил нравственный закон. Однако у Пушкина преступность Годунова не единственная причина его гибели. О существе трагедии своего героя Толстой высказался с предельной ясностью в одном из писем: «Бой, в котором погибает мой герой, это - бой с призраком его преступления, воплощенным в таинственное существо, которое ему грозит издалека и разрушает все здание его жизни. Я думаю, что я достиг этим большого единства, и вся моя драма, которая начинается венчанием Бориса на царство, не что иное, как гигантское падение, оканчивающееся смертью Бориса, происшедшей не от отравы, а от упадка сил виновного, который понимает, что его преступление было ошибкой. В финале трагедии герой Толстого приходит к осознанию того, что «от зла лишь зло родится» и оно ни человеку, ни царству «впрок нейдет».
Исполнителями роли Бориса Годунова были М.В. Дальский (1898, Александрийский театр), Ю.М. Юрьев (1900, там же), А.И. Южин (1902, Малый театр).

И.Б. Ростоцкий

3. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872), либретто которой основано на пушкинской трагедии, образ Б.Г. соединил черты героев Пушкина и Толстого. Это, однако, не контаминация, а совершенно оригинальный образ, отмеченный своеобразным видением трагедийного характера. Музыкальный образ Бориса Годунова предстает как бы в обратной перспективе: над мудрым честолюбивым правителем, государственную мысль которого заглушают угрызения совести, берет верх предающийся мучительному самосозерцанию царь-отец. Усилен контраст между внешним величием и душевной подавленностью: даже тронная речь оборачивается исповедальной молитвой. Композитор отчасти оправдывал и идеализировал своего героя. Поэтому во второй редакции он расширил эпизоды душевных борений Годунова, так что основным содержанием оперы стал не столько конфликт между народом и государем, сколько трагические противоречия личности.
Прародителем исполнительской традиции образа Бориса Годунова стал Ф.И. Шаляпин, впервые исполнивший эту партию в 1898 г. После Шаляпина Борис Годунов Мусоргского обрел множество ярчайших исполнителей в лице А.С. Пирогова и М.О. Рейзена, И.И. Петрова и А.П. Огнивцева, Б. Христова и Н. Гяурова.

И.И.Силантьева



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей



Случайные ссылки:
Диванная - Комната для отдыха, обставле...
Мономорфные колонии — колонии, состоящи...
Субальпийские луга — высокотравные луга...
Уязвимость окружающей среды - Неспособн...
Вигналь - Ален Делон в фильме «Один шан...
Леердаммер - голландский твердый сыр с ...
Сантиметр, сотая доля метра, обозначени...
Страхование депозитов - вид страхования...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Борис Годунов
Скрипка
Сальпы 6 букв
Гончая
Девата
Ловать
Слова начинающиеся на Бор

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru