Гракх Бабёф (Babeuf) (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760,
Сен-Кантен, - 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист,
руководитель движения "во имя равенства" во время Директории. Родился в бедной
семье бывшего солдата. В 1780 году стал архивистом-февдистом (юристом).
Окружавшая Бабёфа социальная действительность внушила ему страстную ненависть к
феодальному строю. Знакомство с идеями
Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают
Бабёфа в убеждённого сторонника общества "совершенного равенства", в котором
отсутствует частная собственность. Уже в 1785 году Бабёф разработал план
создания "коллективных ферм" вместо крупных земельных владений. Активный
участник революции в Пикардии, Бабёф, не теряя из виду свой конечный идеал, с
присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события
повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. В 1790 году
за организацию движения против уплаты косвенных налогов Бабёф был заключён в
парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. В
последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу - полная ликвидация
феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности,
распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо
распродажи, раздел общинных земель и, наконец, "аграрный закон", идею которого
Бабёф сформулировал ещё в книге "Постоянный кадастр" (1789). В 1791 году
Бабёф, в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793
году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На
протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих
классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в
деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная
плата. Бабёф критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное
внимание к вопросу о "благосостоянии неимущего класса". Опыт якобинской
диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы
убедили Бабёфа в практической возможности осуществления "общества совершенного
равенства". В 1793-1794 годах по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в
заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора, он через несколько недель
становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против
него в своей газете "Журналь де ла либерте де ла пресс", переименованной вскоре
в "Трибюн дю пёпль". В феврале 1795 года Бабёф вновь подвергся аресту.
Освобожденный по амнистии (октябрь 1795 года), он возобновляет издание "Трибюн
дю пёпль" и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и
другими организатором и руководителем коммунистического движения "во имя
равенства". Весной 1796 года возглавляет "Тайную повстанческую директорию" и
подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из
участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Бабёф по
приговору суда в Вандоме был казнён.
Гракх Бабёф и его сторонники бабувисты занимают видное место в ряду предшественников
научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о
невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" и необходимости
установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого
общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из
важнейших черт идейного наследия бабувизма. Бабёф и его сторонники намечали в
случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях
немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания "национальной
коммуны", которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их
взглядов являлась "грубая уравнительность", осужденная
Марксом и Энгельсом. В целом Маркс и Энгельс высоко
оценивали роль Бабёфа и в "Манифесте Коммунистической партии" охарактеризовали
его сочинения как литературу, которая "... выражала требования пролетариата...".
В. М. Далин.
Ссылки на эту страницу