Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Интересные факты

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Любовь и весна


Все авторы -> Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая).

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая).
Любовь и весна

(Рассказ Гули Бучинской)



Она показывала мне свои альбомы и целые пачки любительских снимков.


Считается почему-то, что гостям очень весело рассматривать группу незнакомых теток на дачном балконе.


-- А кто этот мальчик?


-- Это не мальчик. Это я.


-- А эта старуха кто?


-- Это тоже я.


-- А это что за собачка?


-- Где? Это? Гм... Да ведь это тоже я.


-- А почему же хвост?


-- Подожди... Это не мой хвост. Хвост это вот от этой дамы. Это одна известная певица.


-- Так почему же, если певица, так ей полагается быть с хвостом?


-- Гм... Не совсем удачная фотография. Такое освещение. А вот старые снимки. Довоенные, Эту особу знаешь?


Особа была лет десяти, с веселыми ямочками, с белокурыми косичками, в форменном платьице с широким белым воротником.


-- Да это как будто ты?


-- Ну, конечно, я.


Она долго смотрела на свой портретик, потом засмеялась и сказала:


-- Этот портрет относится к периоду моего самого интересного романа. Моей первой любви.


-- Да ведь тебе тут лет десять-одиннадцать,


-- Ну да.


-- Как же это я не знала. Расскажи, пожалуйста. Ведь ты тогда была в лицее.


-- Вот, вот. Ужасный роман. У нас, видишь ли, образовался особый клуб. Не в нашем классе, а у больших, там, где были девочки уже лет четырнадцати, пятнадцати. Не помню сейчас, в чем там было дело, но главное, что все члены клуба должны были быть непременно влюблены. Невлюбленных не принимали. А у меня, в этом классе у старших, была приятельница, Зося Яницкая. Она меня очень уважала, несмотря на то, что я была маленькая. А уважала она меня за то, что я очень много читала и, главное, за то, что писала стихи. У них в классе никто не умел сочинять стихи.


Вот она переговорила со своими подругами и рекомендовала меня. Те, узнав про стихи, сразу согласились, но, конечно, спросили -- "влюблена ли эта Зу и в кого? "


Тут мне пришлось признаться, что я не влюблена.


Как быть?


Я бы, конечно, могла наскоро в кого-нибудь влюбиться, но я была в лицее живущей и ни одного мальчика не знала.


Зося очень огорчилась. Это было серьезное препятствие. А она меня любила и гордилась мной.


И вот придумала она прямо гениальную штуку. Она предложила мне влюбиться в ее брата. Брат ее гимназист, молодчина, совсем взрослый -- ему скоро будет тринадцать.


-- Да ведь я же его никогда не видала!


-- Ничего. Я его тебе покажу в окно.


Пансион у нас был очень строгий, вроде монастыря. В окошко смотреть было запрещено и считалось даже грехом. Но старшие девочки ухитрялись в четыре часа, когда из соседней гимназии мальчики шли домой, подбегать к окошку, конечно, поставив у дверей сигнальщика. Сигнальщик, одна из девочек по очереди, в случае опасности должна была петь "Аве Марию" Гуно.


И вот на следующий же день прибежала за мной Зося и потащила к окну.


-- Смотри скорей! Вот они идут. Вот и он, Юрек.


У меня сердце колотилось, так что даже в ушах звенело.


-- Который? Который?


-- Да вон этот, круглый!


Смотрю -- действительно один из мальчиков ужасно какой круглый -- ну совсем яблоко.


Мне как-то в первую минуту больно стало, что нужно любить такого круглого. А Зося говорит -- "Ты согласна?"


Ну что делать? Я говорю:


-- Да.


А Зося обрадовалась.


-- Я, -- говорит, -- сегодня же вечером спрошу, согласен ли он в тебя влюбиться, потому что в нашем клубе требуется, чтобы любовь была взаимна.


На другой день отзывает меня Зося в угол и рассказывает, как она предложила Юреку в меня влюбиться. Он сначала спросил Зосю: "А что я от тебя за это получу?" Но Зося ему объяснила, что это надо сделать совершенно даром, и рассказала ему про клуб. Тогда он спросил: "Это какая же Зу? Это та, что с абажуром на шее?"


Поломался немножко, но, впрочем, в конце концов, согласился влюбиться.


Мне было очень неприятно, что мой чудесный воротник, которому многие девочки завидовали, он назвал абажуром, но из-за такого пустяка разбивать и свое, и его сердце было бы глупо.


Итак -- начался роман.


Каждый день в четыре часа я вместе с другими героинями бежала к окну и махала платком. На мое приветствие оборачивалось круглое лицо, и видно было, как оно вздыхает.


Потом Зося принесла мне открытку, которую Юрек сам для меня нарисовал и раскрасил. Открытка очень взволновала меня, хотя на ней и были изображены просто-напросто гуси. Я даже спросила Зосю -- почему именно гуси? Зося ответила, что это оттого, что они ему очень хорошо удаются.


В ответ на гусей я послала ему стихи. Не совсем свежие -- я их уже несколько месяцев писала в альбом подругам. Но они ведь от этого хуже не стали.



Когда весною ландыши цветут,


Мне мысли грустные идут,


И вспоминаю я всегда


О днях, когда была я молода.



И вот дня через два передала мне Зося стихи от Юрека. Стихи были длинные. Тогда была мода на декадентов, и он, конечно, просто перекатал их из какого-нибудь журнала. Стихи были непонятные, и слова в них были совсем ужасные. Читала я, спрятавшись в умывалку, Зося стояла на часах. Я, как только прочла, так сейчас же разорвала бумагу на мелкие кусочки, кусочки закрутила катышем и выбросила в форточку.


От стихов в голове стало совсем худо и даже страшно. Ухватила я только одну фразу, но и того было довольно, чтобы прийти в ужас. Фраза была:



Я как больной сатана


Влекусь к тебе!



Больной сатана! Такой круглый и вдруг оказывается больной сатана! Это сочетание было такое страшное, что я схватила Зосю за шею и заревела.


В четыре часа не пошла к окошку. Боялась взглянуть на больного сатану.


Был у меня маленький медальончик, золотой с голубыми камешками. Вот я пробралась потихоньку в нашу часовенку и повесила этот медальончик Мадонне на руку. За больного сатану. Так и помолилась. "Спаси и помилуй больного сатану".


Настроение у меня было ужасное. Чувствовала и понимала, что погрязла в грехе. Во-первых, смотрела в окно, что само по себе уже грех, во-вторых, влюбилась, что грех уже серьезный и необычайный и, наконец, этот ужас с больным сатаной. Такой страшный объект для любви!


А тут как раз наступил пост и моя первая исповедь.


У нас девочки всегда записывали на бумажке свои грехи, чтоб чего-нибудь не забыть. Грехи записывались свои, чужие -- то есть те, которые знала да не донесла, а покрыла и, так сказать, сделалась как бы соучастнишей. Затем грехи обычные и, наконец, тяжкие.


Я все записала, как другие, а в последний момент записочку-то и потеряла.


Можете себе представить мое состояние? И без того-то в душе ужас, хаос, отчаяние, а тут еще грехи потеряла.


А храм у нас был старый, черный, с колоннами. Черные огромные ангелы нагнулись и трубят в трубы. А в узкое узорное окно стучат дождевые капли и текут по стеклу слезами.


И надо будет сказать старому строгому кюре о моем страшном грехе. И он не простит меня, ни за что не простит, и закачаются колонны, и затрубят черные ангелы, и рухнут своды.


-- Будь проклята, черная грешница!


И вот я у окошечка. Рассказываю дрожащим голосом о том, как лгала, как украла у Галюси чудную новую резинку, маленькую, круглую. Потом вернула. Как люблю сладкое, как ленюсь. Ах, все это пустяки. Я не ребенок, я отлично понимаю, что сам кюре позавидовал бы такой резинке. Все это вздор и мелочи. Главное впереди.


-- У меня есть страшный грех.


-- Какой, деточка?


Лечу в пропасть. Закрываю глаза.


-- Я влюблена.


Он ничего, спокоен.


-- В кого же?


Шепчу:


-- В Юрека.


-- Что же это за Юрек?


-- Он Зосин брат. Он очень взрослый. Ему скоро тринадцать.


-- Вот как! А где же ты с ним видишься?


-- А я совсем не вижусь. Я в окно.


Он ничего, только брови поднял.


-- Вот, -- говорит, -- деточка, как нехорошо. Вам ведь запрещено в окошко смотреть. Надо слушаться.


Я все жду, когда же он рассердится. А он говорит:


-- Ну вот, больше в окошко не смотри, а помолись Богу, чтобы Юрек был здоров и хорошо учился.


Только и всего!


И вдруг весь мой страшный грех показался мне таким пустяком, и вся история с Юреком такой ерундой, а сам Юрек смешным, круглым мальчиком. И вспомнились разные унизительные для героя штуки, которые рассказывала Зося и которые я инстинктивно пропускала мимо ушей. Как Юрек боится темной комнаты, и как ревел, когда был у дантиста, и как съедает по три тарелки макарон со сметаной.


"Ну, думаю, дура я дура! И чего я так мучилась".


На другой день побежала в четыре часа к окошку. Вижу -- ждет.


Я скорчила самую безобразную рожу, высунула язык, повернулась спиной и ушла.


-- Зося, -- говорю. -- Я твоему брату дала отставку. Пусть так и знает.


На другой день приходит Зося в школу страшно расстроенная.


-- Ты, -- говорит, -- сама не знаешь, что ты наделала! Юрек говорит, что ты его оскорбила и что он, как дворянин, не перенесет позора.


Я безумно испугалась.


-- Что же он сделает?


-- Не знаю. Но он в ужасном состоянии. Как быть? Неужели застрелится?


Я надену длинное черное платье и всю жизнь буду бледна. А самое лучшее сейчас же пойти в монастырь и сделаться святой.


Напишу ему прощальное письмо. В стихах. Он тогда стреляться не будет. Со святой взятки гладки.


Стала сочинять.



Средь ангелов на небе голубом


Я помнить буду о тебе одном.



Не успела я записать эти строки, как вдруг -- цоп меня за плечо.


Мадемуазель!


Наша строгая классная дама.


-- Что ты там пишешь, дитя мое?


Я крепко зажала бумажку в кулак.


-- Я тебя спрашиваю, что ты такое пишешь? Покажи мне.


-- Ни за что!


Она поджала губы, раздула ноздри.


-- Почему?


-- Потому что это моя личная корреспонденция.


Очевидно, я где-то слышала такое великолепное официальное выражение, оно у меня и выскочило -- к моему собственному удивлению.


-- Ах, вот как!


Она схватила меня за руку, я руку вырвала. Она поняла, что ей со мной не справиться.


-- Петр!


Петр был сторож, звонил часы уроков, подметал классные комнаты.


-- Петр! Сюда! Возьмите у барышни записку, которая у нее в кулаке.


Петр шмыгнул носом и решительно направился ко мне.


Тут я гордо вскинула голову и швырнула смятую бумажку на пол:


-- С мужиком я драться не стану!


Повернулась и вышла.



Девочки разъехались. Меня на праздники не отпустили. Я наказана. И то еще хорошо. Собирались вообще выгнать из лицея за дерзкое поведение и безнравственное стихотворение.


Я сидела у окна и писала сочинение, которое в наказание задала мне классная дама.


Сочинение о весне.


Праздничный благовест лился в окно. Пух цветущих деревьев летел и кружился в воздухе. Щебетали веселые птицы, и пахло водой, и медом, и молодой весенней землей.


"Весна" -- написала я.


И крупная слеза капнула, и расплылось чернило моей "Весны".


Я обвела кляксу кружочком и стала разрисовывать сиянием.


И, не правда ли, она, эта моя весна, заслужила сияние? Ведь она у меня так и осталась в нимбе моей памяти, как видите -- на всю жизнь.


"Весна".



Не пропустите:
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). О нежности (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Чучело (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Псевдоним (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Весна (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Донжуан (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru