Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Антон Павлович Чехов. Критик


Все авторы -> Антон Павлович Чехов.

Антон Павлович Чехов.
Критик

Старый и сгорбленный "благородный отец", с кривым подбородком и малиновым носом, встречается в буфете одного из частных театров со своим старинным приятелем-газетчиком. После обычных приветствий, расспросов и вздохов благородный отец предлагает газетчику выпить по маленькой.


-- Стоит ли? -- морщится газетчик.


-- Ничего, пойдем выпьем. Я и сам, брат, не пью, да тут нашему брату актеру скидка, почти полцены -- не хочешь, так выпьешь. Пойдем!


Приятели подходят к буфету и выпивают.


-- Нагляделся я на ваши театры. Хороши, нечего сказать, -- ворчит благородный отец, сардонически улыбаясь. -- Мерси, не ожидал. А еще тоже столица, центр искусства! Глядеть стыдно.


-- В Александринке был? -- спрашивает газетчик.


Благородный отец презрительно машет рукой и ухмыляется. Малиновый нос его морщится и издает смеющийся звук.


-- Был! -- отвечает он как бы нехотя.


-- Что ж? Нравится?


-- Да, постройка нравится. Снаружи хорош театр, но стану спорить, но насчет самих артистов -- извини. Может быть, они и хорошие люди, гении, Дидероты, но с моей точки зрения они для искусства убийцы и больше ничего. Ежели б в моей власти, я бы их из Петербурга выслал. Кто над ними у вас главный?


-- Потехин.


-- Гм... Потехин. Какой же он антрепренер? Ни фигуры, ни вида наружности, ни голоса. Антрепренер или директор, который настоящий, должен иметь вид, солидность, внушительность, чтоб вся труппа чувствовала! Труппу надо держать в ежовых, во как!


Благородный отец протягивает вперед сжатый кулак и издает губами звук, всхлипывающий, как масло на сковороде.


-- Во как! А ты думал, как? Нашему брату актеру, особливо которому молодому, нельзя давать волю. Нужно, чтоб он понимал и чувствовал, какой он человек есть. Ежели антрепренер начнет ему "вы" говорить да по головке гладить, так он на антрепренера верхом сядет. Покойный Савва Трифоныч, может быть, помнишь, бывало, с тобой запанибрата, как с ровней, а где касалось искусства, там он -- гром и молния!! Бывало, или оштрафует, осрамит при всей публике, или так тебя выругает, что потом три дня плюешь. А нешто Потехин может так? Ни силы у него, ни настоящего голоса. Не то что трагик или резонер, а самый последний пискун из свиты Фортинбраса его не испужается. Нешто еще по одной нам выпить, а?


-- Стоит ли? -- морщится газетчик.


-- Оно, пожалуй, пить к ночи глядя не совсем того... но нашему брату скидка -- грех не выпить.


Приятели выпивают.


-- Все-таки, если беспристрастно рассуждать, то труппа у нас приличная, -- говорит газетчик, закусывая красной капустой.


-- Труппа? Гм... Приличная, нечего сказать... Нет, брат, перевелись нынче в России хорошие актеры! Ни одного не осталось!


-- Ну, так уж и ни одного! Не то что во всей России, но даже у нас в Питере хорошие найдутся. Например, Свободин...


-- Сво-бо-дин? -- говорит благородный отец, в ужасе отступая назад и всплескивая руками. -- Да нешто это актер? Побойся ты бога, нешто этакие актеры бывают? Это дилетант!


-- Но все-таки...


-- Что все-таки? Коли б моя власть, я б этого твоего Свободина из Петербурга выслал! Разве так можно играть, а? Разве можно? Холоден, сух, ни капли чувства, однообразен, без всякой экспрессии... Нет, пойдем еще выпьем! Не могу! Душно!


-- Нет, брат, избавь... не могу больше пить!


-- Я угощаю! Нашему брату скидка -- мертвец и тот выпьет! Люди по гривеннику платят, а мы по пятаку. Дешевле грибов!


Приятели выпивают, причем газетчик мотает головой и крякает так решительно, точно решил идти умереть за правду.


-- Играет он не сердцем, а умом! -- продолжает благородный отец. -- Настоящий актер играет нервами и поджилками, а этот лупит тебе, точно по грамматике или прописи... А потому и однообразен. Во всех ролях он одинаков! Под какими ты соусами ни подавай щуку, а она всё щука! Так-то, брат... Пусти ты его в мелодраму или трагедию, так и увидишь, как он съежится... В комедии всякий сыграет, нет, ты в мелодраме или трагедии сыграй! Почему у вас мелодрам не ставят? Боятся! Людей нет! Ваш актер не умеет ни одеться, ни крикнуть, ни позу принять.


-- Постой, мне все-таки странно... Если Свободин не талант, то кроме его у нас есть Сазонов, Далматов, был Петипа, да в Москве есть Киселевский, Градов-Соколов, в провинции Андреев-Бурлак...


-- Послушай, я с тобой серьезно говорю, а ты шутки шутишь, -- обижается благородный отец. -- Если, по-твоему, всё это артисты, то я не знаю, как и говорить с тобой. Разве это актеры? Самые настоящие посредственности! Шарж, утрировка, нытье и больше ничего! Я бы их всех, ежели бы моя власть, к театру на пушечный выстрел не подпускал! Так они мою душу воротят, что на дуэль готов их вызвать! Помилуй, разве это актеры? Они умирать на сцене будут, а такую гримасу скорчат, что в райке все животы порвут. Намедни предлагали познакомиться с Варламовым -- ни за что!


Благородный отец злобно таращит глаза на газетчика, делает негодующий жест и говорит тоном презирающего трагика:


-- Как хочешь, а я еще выпью!


-- Ах... ну к чему? Уж довольно пил!


-- Да что ты морщишься? Ведь скидка! Я сам не пью, да как не выпить, ежели...


Приятели выпивают и минуту тупо глядят друг на друга, вспоминая тему разговора.


-- Конечно, у всякого свой взгляд, -- бормочет газетчик, -- но надо быть очень пристрастным и предубежденным, чтобы не согласиться, что, например, Горева...


-- Раздули! -- перебивает благородный отец. -- Кусок льда! Талантливая рыба! Цирлих-манирлих! Талантишка есть, не спорю, но нет огня, силы, нет этого, понимаешь ты, перцу! Что такое ее игра? Порция фисташкового мороженого! Лимонадная водица! Когда она играет, у хорошего, понимающего зрителя на усах и бороде изморозь садится! Да и вообще в России нет уж настоящих актрис... нет! Днем с огнем не найдешь... Ежели и бывают талантишки, то скоро мельчают и погибают от нынешнего направления... И актеров нет... Например, взять хоть вашего Писарева... Что это такое?


Благородный отец отступает шаг назад и изумленно таращит глаза.


-- Что это такое?! Разве это актер? Нет, ты мне по совести скажи: разве это актер? Разве его можно пускать на сцену? Кричит каким-то диким голосом, стучит, руками без пути махает... Ему не людей играть, а ихтиозавров и мамонтов допотопных... Да!


Благородный отец стучит кулаком по столу и кричит:


-- Да!


-- Ну, ну... тише! -- успокаивает его газетчик. -- Неловко, публика глядит...


-- Так нельзя, братец ты мой! Это не игра, не искусство! Это значит губить, резать искусство! Погляди ты на Савину... Что это такое?! Таланта -- ни боже мой, одна только напускная бойкость и игривость, которую нельзя допускать на серьезную сцену! Глядишь на нее и просто, понимаешь ли ты, ужасаешься: где мы? куда идем? к чему стремимся? Пра-а-пало искусство!


Приятели молча, поняв друг друга, вероятно, бишопизмом, подходят к буфету и выпивают.


-- Ты... ты уж очень стр... рого, -- заикается газетчик.


-- Н-не могу иначе! Я классик, Гамлета играл и требую, чтоб святое искусство было искусством... Я старик... В сравнении со мной они все ма... мальчишки... Да... Погубили русское искусство! Например, московская Федотова или Ермолова... Юбилеи справляют, а что они путного сделали для искусства? Что? Вкус у публики испортили только! Или, положим, хваленые московский Ленский и Иванов-Козельский... Какие у них таланты? Напускное... И как они понимают, ей-богу! Ведь для того, чтоб играть, мало одного же... желания, тут нужен еще и дар, искра! Разве по последней выпить, а?


-- Да ведь только что пи... пили!


-- Ну! Всё равно... я угощаю... Нашему брату скидка, не пропьешь много.


Приятели еще выпивают. Они уже чувствуют, что сидеть гораздо удобнее, чем стоять, и садятся за столик.


-- Или взять остальных прочих... -- бормочет благородный отец. -- Одно только несчастие и срам роду человеческому... Иному еще и 20 лет нет, а он уж испорчен до мозга костей... Человек молодой, здоровый, красивый, а норовит играть какого-нибудь Свистюлькина или Пищалочкина, что полегче и райку нравится, а чтоб за классические роли браться, того и в мечтах нет. В наше же, брат, время Гамлета всякий актер играл... Помню, в Смоленске покойник суфлер Васька по болезни актера взялся герцога Ришелье играть... Мы серьезно на искусство глядели, не то что нынешние... Трудились мы... Бывало, в праздники утром короля Лира канифолишь, а вечером Коверлея раздракониваешь, да так, что театр трещит от аплодисментов...


-- Нет, и теперь попадаются хорошие актеры. Например, в Москве у Корша Давыдов -- мое почтение! Видал? Гигант! Ко... колосс!


-- Пссс... Впрочем, ничего... полезный актер... Только, брат, выправки нет, школы... Его бы к хорошему антрепренеру, да пустить в настоящую выучку -- ух, какой бы актер вышел! А теперь бесцветен... ни то ни се... Даже кажется мне, что и таланта-то у него нет. Так, ра... раздули, преувеличили. Че-эк! Дай-ка сюда две рюмки очищенной! Живо!


Долго еще бормочет благородный отец. Скидкой буфетной он пользуется до тех пор, пока малиновая краска не расплывается с его носа по всему лицу и пока у газетчика сам собою не закрывается левый глаз. Лицо его по-прежнему строго и сковано сардонической улыбкой, голос глух, как голос из могилы, и глаза глядят неумолимо злобно. Но вдруг лицо, шея и даже кулаки благородного отца озаряются блаженнейшей и нежнейшей, как пух, улыбкой. Таинственно подмигивая глазом, он нагибается к уху газетчика и шепчет:


-- А вот ежели бы выкурить из вашей Александринки Потехина, да всю бы его труппу -- фюйть! Да набрать бы новую труппу, настоящую, неизбалованную, да поискать бы в Рязанях да Казанях этакого антрепренера, чтоб, знаешь, в ежах держать умел.


Благородный отец захлебывается и продолжает, мечтательно глядя на газетчика:


-- Да поставить бы "Смерть Уголино" и "Велизария", да отжарить какого ни на есть разанафемского Отеллу или раздраконить, понимаешь ли ты, "Ограбленную почту", поглядел бы ты тогда, какие бы у меня сборы были! Увидал бы ты, что значит настоящая игра и таланты!



Не пропустите:
Антон Павлович Чехов. Происшествие (Рассказ ямщика)
Антон Павлович Чехов. Следователь
Антон Павлович Чехов. Володя
Антон Павлович Чехов. Ненастье
Антон Павлович Чехов. Драма (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru