Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Вячеслав Яковлевич Шишков. Кольцо


Все авторы -> Вячеслав Яковлевич Шишков.

Вячеслав Яковлевич Шишков.
Кольцо

Афоньке шесть лет, его двоюродному брату Степану -- шестнадцатый. В третьем году Степан уехал с отцом в Москву, уехал Степкой, вернулся Степаном Обабкиным, "комсомольцем молодежи". В голодное время его отец работал в деревне на своей земле, потом вновь поступил на фабрику.


-- Батька мой -- большевик, -- с гордостью говорил Степан. -- И как где собрание, обязательно речь сказывает... Называется -- предшествующий оратор. Я всякий раз на собрания ходил. Речей двадцать завсегда. Слушаешь, слушаешь -- уснешь: уж очень люблю я речи слушать. Батька мой, конечно, в общем и целом -- слесарь, а я -- комсомолец молодежи теперь. Хочешь в комсомол? Я здесь организую. У вас тут засилье, ни одного комсомольца нет.


И много, много рассказывал Степан Обабкин белобрысому, большелобому Афоньке. Тот хлопал глазами, во все уши слушал, от напряжения потел.


О разных московских чудесах повествовал Степан: об электрическом свете, о трамваях, кинематографах, аэропланах, и какие представления в театрах, и о том, как в майский праздник вся Москва на площадях: все красным-красно, и двадцать миллионов рабочих масс.


Заманчивей, упоительней всего для Афонькиной души рассказы о полетах ввысь и кинематографе.


-- Ну и картинки... Вот картинки! -- поддавал жару Степан Обабкин. -- Например, охота на диких зверей в Африке, -- неограниченная республика такая существует: тигры, слоны, львы. Ужасти, до чего занятно. Эх, вот бы тебе, Афоня, в общем и целом поглазеть!..


-- А звери-то настоящие? -- раздувал ноздри Афонька.


-- Неужто нет! Все настоящее... Опять -- дворцы, и как в них тираны-короли живут-прохлаждаются, или, например, города разные, моря, корабли. Все настоящее... Гонщиков еще показывали на автомобилях. Знаешь? Называется -- знак тринадцать. Все натуральное, всамделишное, обмана нет.


-- Вот бы... -- прошептал Афонька, и вдумчивое, выразительное лицо его умилилось.


А тут... В этакую глушь, в трущобу нежданно-негаданно прибыл какой-то человек, называется -- киноспец, фамилия непонятная. Росту он небольшого, коренастенький, на носу -- глазастые очки; из каких он народов-- неизвестно. Даже Степан Обабкин не мог определить.


-- Лоб китайский, нос чухонский, глаза цыганские, а голова с плешью, -- говорил он. -- Надо полагать -- интернационал. Только не музыака, а личность.


И вот началась история.


Киноспец снял у крестьянина большой пустовавший сарай, быстро приспособил его для кинематографа и вывесил афишу, что, мол, будет показано самое настоящее кольцо Нибелунгов, замечательная картина, мировой боевик, от которого ахнешь, а кто не верит, может убедиться за 15 копеек серебром или 5 штук свежих яиц, не болтунов. После же сеанса, мол, будут со сцены кушать семидюймовые гвозди с демократическим подходом к событиям, а не как довоенные жулики-шпагоглотатели с буржуазной точки, и прочее, и прочее, да здравствует Советская власть!


В этой глухой, но зажиточной деревне сроду никто не видывал кинематографа, и, несмотря на приманчивые зазывы киноспеца, билеты вовсе не раскупались. Тогда в подмогу киноспецу сам себя мобилизовал Степан Обабкин: согласно идеологии, он с жаром взял под свою защиту это культурное начинание. Вместе с Афонькой, тоже пожелавшим принять горячее участие в деле столь высокой важности, они бегали из избы в избу с агитацией. Степан Обабкин в новых брюках клеш и картузике со светлым козырьком уверял мужиков и баб, что невиданной живой картиной все останутся довольны; там все движется: лошади бегут, собаки лают, люди дерутся или целуются, как живые, и все живое, настоящее, без всякого обмана, даже можно испугаться, когда вдруг пожар или в пропасть вниз башкой, а за ним погоня...


Однако красноречие не помогало. Тогда Степан Обабкин, забыв заветы комсомольства, начинал клясться и божиться, как цыган, размашисто крестясь в передний угол.


-- На, черти, на! Вот те Христос... Да что ты, дядя Игнат, не веришь-то?


С ним заодно усердно крестился и торжествующий Афонька. Парнишка сразу вообразил себя большим, даже пробовал щупать верхнюю губу -- не выросли ль усишки. Под влиянием Степана Обабкина он чувствовал и сознавал всю важность лежащей на них двоих задачи.


Степан же Обабкин, если прижимистые мужики не шли и на божбу, употреблял угрозу как последнее средство агитации:


-- А кто не придет, -- становился он в позу и смахивал на затылок картузик свой, -- кто не явится, тот будет в подозрении, потому что тот человек не верит в Советскую власть плюс литрификация! А верит в попов для одурманивания бога и темных масс!


-- Темных масс, -- вторил и Афонька, делая лицо строгим, значительным.


-- Неужто вы не можете понять, -- гремел комсомолец, -- раз город повернулся лицом к деревне?


-- Лицом к самой деревне... -- толстым голосом прохрипел и Афонька, но пуговка на его вздутом животе вдруг лопнула, и штаны упали на пол.


Все захохотали. Афонька же быстро натянул штаны и весь вспыхнул. Внезапный провал Афонькиной деловой солидности сжал его гражданское маленькое сердце, и он, поддерживая проклятые штаны, с горьким плачем выбежал на улицу.


Положение дела с сеансом спас милицейский. Он приехал для порядка из соседнего села, где в прошлое воскресенье киноспец показывал фильму.


-- Успех обеспечен, товарищи, -- говорил он собравшимся на лугу крестьянам. -- Прямо удивительно. Да вот увидите... Волосы дыбором встанут. Ленту покажут первый сорт.


-- На кой нам его лента-то? Девки мы, что ли? -- отнекивались, галдели мужики. -- То кольцо, то лента... Нам правильное кажи... Чтоб польза... Клевер там либо удобрение какое... Небось драть -- дерут, а тут так...


Однако народу на сеанс привалило много: огромный сарай едва вместил. Добрая половина зрителей пролезла, конечно, даром: под шумок, когда начался сеанс, парни с ребятами разобрали угол крыши и скакали в мрак, как в омут жабы.


Дед Вавила, что глазами недоволен, на первую скамейку с внуком Афонькой сел.


-- Сеанс начинается! -- крикнул киноспец.


Что-то замигало, замигало, вспыхнуло, гладкая, выкрашенная известкой стена вдруг провалилась, и вместо нее -- живая жизнь. Раздался общий удивленный вздох, затем глаза и рты широко раскрылись, таинственный полусумрак онемел.


Афоньке стало жутко и приятно. Афонька слышал много сказок, и вот теперь перед ним, перед самым его носом -- имай, бери! -- настоящая сказочная явь.


Дрожащим шепотом Афонька объясняет:


-- Вот гляди, дедушка, все настоящее это... Гляди, гляди!.. Лес-то какой, домище-то какой... И господа... Кажись, короли да королевы...


-- Франциль Винциял, -- прошамкал дед. -- Либо Бова-королевич представлен это.


-- Нет, дедка!.. Настоящие. Спроси-ка Степку. И лес настоящий... Гляди, ветрюм-то как его треплет... Аж шумит.


Вдруг лесной тропинкой какой-то длинноволосый дурень на белом коне мчится. И прямо на деда. Дед как вскочит, Афонька -- за ним.


-- Не озоруй!.. -- крикнул дед в стену, где шумел, качался лес. -- Пошто озоруешь? Пошто коня на народ пускаешь? Неужто он, дьявол, ослеп -- скачет прямиком на нас с Афонькой?


-- В чем дело? -- спросил сзади киноспец, он бросил накручивать, и картина остановилась.


-- Лопнула, лопнула, -- зашуршало по толпе.


-- Ничего подобного, у нас нет лопнутых картин, -- обиделся киноспец. -- Сейчас увидите небывалую от сотворения мира битву великого витязя Зигфрида с невиданным драконом, длина которого -- семьдесят две сажени, а в метрах значительно больше.


Все ахнули и покачнулись. Драконище, поводя огромной, величиною с хороший дом, страшной мордой, пил воду из гремучего ключа. Многие заплевались, кто-то крикнул: "Вот так, братцы, крокодил!" Дед Вавила крестился, неумолчно творя вслух молитву:


-- Заступница усердная... Мати господа высшего. Всех нас заспаси-спаси, помилуй, -- кряхтел он, обливаясь страхом.


Надо бы без оглядки прочь бежать, но уж очень интересно, как Франциль Винциял будет с окаянным биться. Однако, когда зверь повернул свою трехэтажную устрашительную морду к деду и чихнул, возле деда запахло редькой, Афонька же прошептал:


-- Настоящий... Ой, сожрет он рыцаря. Вот, дедка, каких зверев господь создал...


-- Чтоб ему лопнуть, нечистой силе!.. Свят-свят-свят!


Вот показался рыцарь. Он сбросил с себя одежду и нагой бежит по тропе к чудовищу.


-- Голый, голый! -- захихикали бабенки... -- Эй, молодчик, беги к нам!


Рыцарь сверкающим мечом удар за ударом наносил дракону. Зверь бил хвостом, шевелил лапами, крутил мордой, и глаза его, каждый по стогу сена, свирепели.


-- Кончины живота нашего... безболезненны, непостыдны, мирны, -- крестился, шамкал дед. -- Ох, язви те... Гляди, гляди!.. Обранил... Так его, собаку... Дуй!.. -- закричал он и замахнулся на зверя батогом.


А Афонька:


-- Настоящий! Глянь: кровь текет из ноздрев. Глянь: блюет, блюет!..


Зверь изрыгал из пасти потоки крови, кровь лилась из ран и ноздрей. Его глаза смежались смертью. Дед дрожал, хватался то за скамейку, то за внука: ему казалось, что подыхающее чудовище перевернется через башку и всех, сколько есть в сарае народу, раздавит всмятку.


-- Живот чего-то схватило, -- прокряхтел дед. -- Побудь тут... А я сейчас... До ветру... -- и закултыхал враскорячку вон.


Свет погас. Киноспец сказал:


-- Сейчас будет девятая, последняя часть...


-- А где же седьмая-то с осьмой? -- удивились голоса.


-- А это благодаря опечатке, -- отрапортовал киноспец, и его очки перескочили с горбины на лоб. -- Но это, товарищи, ничего, поймете. Остальное я дополню игрой воображения.


-- Черт с ним... Игра так игра, -- брюзжал народ. -- Крути скорей. Эй, ты, облакат!..


Картина менялась долго. Дед пришел и сослепу чуть не сел на какого-то младенца.


-- Я, дедка, здесь!.. -- позвал Афонька.


-- Ах, ядрена каша, -- удовлетворенно сказал дед, когда победоносный рыцарь появился во дворце прекрасной принцессы.


Дед вытер с лысины пот и не отрывался от картины. Но вот киноспец объявил, что сеанс окончен.


-- А где же кольцо? -- прошил примолкший полумрак чей-то голос, колючий, как веретено.


И заскакали выкрики, перебрасываясь от стены к стене:


-- Мошенство это!.. Обещались небелужье кольцо какое-то да ленту...


-- Да и то не показали... Где оно? Омман!


-- Крути еще! Хозяин, а хозяин!


-- Братцы, требуй! Ах, занятно до чего...


-- Вот чудеса-то, братцы!..


-- Ну, ребята... У меня от удивленья аж рубаха взмокла вся...


-- Крути!.. Чего молчите, требуй!..


-- Сеанс окончен! Надо ленту перематывать.


-- А ты не перематывай, крути!.. Занятно, слышь...


-- Я сказал: сеанс окончен!


-- Братцы! По афише -- гвоздье глотать... В таком разе -- требуй!


-- А неужто отступаться... Эй, товарищ из городу!..


-- Гляди, не сбежал ли?! От них, от легавых, как раз...


-- Иди гвоздье, сукин сын, глотать, раз обещал!.. А нет, мы те...


На опрокинутую вверх дном бочку поднялся киноспец:


-- Тшш... Спокойно!


-- Товарищи! Граждане! -- Он был бледен, бритое лицо его покрыто потом, голос глух. -- Гвоздей требуемого размера в продаже нет благодаря огромного спроса.


-- Ах, не-е-т!.. Так мы те шурупов принесем. Винтов да гаек. Жри!


-- Помимо сего, товарищи, мой помощник, спец по едению гвоздей, украл у меня три с полтиной и, как человек, подверженный алкоголю, скрылся. Он, наверно, где-нибудь сидит и наслаждается пьянством, поставив меня в невыгодном свете среди вас. Я как директор прошу снисхождения.


-- Деньги назад! -- загремел сарай. -- Сколько пятиалтынных в карман оклал? Ишь ты... Яичками сбирать... Пять штук за вход.


-- Товарищи! -- вздыбил на бочке милицейский и помахал картузом. -- Это недопустимо, товарищи, чтоб назад деньги. Он как-никак трудился, ехал, крутил машину... Расход и все такое...


-- Не желаем! Глотай гвоздье, раз взялся... А нет, мы те сами в рот вбякаем... Обманщик, жулик!..


-- Товарищи! -- потрясся голосом киноспец. В его острых глазах вдруг заиграли зайчиками лукавые смешинки, но губы опасливо вздрагивали. -- Я предвижу выход из положения, товарищи... Вместо всем приевшихся гвоздей я покажу фокус египетских магов: живой овце публично отрежу голову, а потом приставлю к тому же пункту, голова срастется, и овца начнет как ни в чем не бывало кричать по-бараньему. Желаете?


-- Ребята, как?


-- Жалаем! Кажи!.. Просим!


-- Тогда тащите сюда хорошую, вполне живую овцу, -- и киноспец обвел собрание веселым взглядом, скрытый смех кривил его бритые, взнузданные кверху губы.


Минуту стояла тишина, огрузшая тяжким сопением, точно волокли всем миром в гору стопудовый воз.


-- Митрий, -- несмело раздалось из темного угла. -- Тащи, шутки ради, овечку. У тебя много их.


-- Нашел дурака, -- окрысился Митрий и сердито повертел во все стороны длинной шеей. -- Где ж ему, к лешевой матери, овечью башку пришить, на то же место, к тулову, раз он срежет. Да что он -- бог, что ли, или угодник?..


-- Напрасно, товарищ, сомневаетесь... Все исполню, как сказал.


-- Дед, приведем овечку, -- ткнул Афонька сладко дремавшего деда. -- А, дедушка!


-- Какую овечку? -- вытер дед слюни. -- Я те приведу...


Амбар жужжал, как улей. Крестьяне уговаривали друг друга притащить овцу. Никто не соглашался. Посыпались укоры, ругань:


-- Жадный, черт...


-- Сам, дьявол некованый, жаднюга...


-- Ты в председателях ходил, набил карман-то!..


В углу бранились бабы. Антип тряс Митрия за грудь и кричал ему в рот, как безнадежно глухому. Бранливые голоса скрипели, трещали, ломались, будто усердные старатели швыряли лопатами щебень и камнищи. Вот у стены взмахнул кулак и, как грач в гнездо, пал с налету в чью-то бороду.


-- Ах, ты драться, тварь? Выходи, коли так, на улку!


-- Я те и здесь влеплю леща!


И еще десятки ртов смачно переплевывались гнусными словами из конца в конец. Попахивало мордобоем, свалкой.


-- Стой! Братцы! Что это за безобразие! -- надрывался милицейский -- Всех перепишу и к допросу... Дьяволы какие, а?!


Шум постепенно стал смолкать.


-- Товарищи! -- вопил с бочки комсомолец молодежи и что есть силы топал ногами в дно; клеш мотался и шлепал, как собачьи уши. -- Товарищи! -- перхая и кашляя, кричал он. -- Такой неорганизованный скандал из-за шелудивой овцы -- позор культуре!..


Шум потух, как во тьме костер, но сердитое пыхтенье клубилось серым пеплом и, словно угли, тлели обозленные глаза.


-- Неужели вы, будучи сознательны, -- говорил комсомолец молодежи, -- не можете предоставить один комплект овцы, которая будет возвращена хозяину в общем и целом, да я еще гривенник от себя прибавлю тому сознательному товарищу, раз он постарается для процветания науки. Ведь это фокус, товарищи! Я и не такие еще фокусы видывал, будучи в красном Ленинграде. Да не шумите вы! Желаете, нет?!


-- Просим, сыпь!


-- Например, фокусник берет у гражданина новую, дорогую шляпу, разбивает туда десяток яиц, кладет масла скоромного, соли и жарит в шляпе, как на сковородке, яичницу-глазунью. Все удивляются и сидят, разинувши рты от удовольствия, а гражданин, будучи голова босиком, хочет звать милицию, что испортили евоную шляпу. Все оцепенели, как при ужасном преступлении, а из шляпы с яичницей валит пар. Ну, в это время ударяют, конечно, в барабан, а фокусник -- пиф-паф! -- кидает вверх гражданскую шляпу с яичницей и -- гоп-ля! -- шляпа в новом виде, будто сроду не надевана, делает мертвую петлю и летит к гражданину, который рад. А яйца, не разбитые, а в общем и целом падают в фартук фокусника...


-- Правильно, верно... -- подтвердил милицейский. -- Я видал.


-- А вы овцу жалеете... Эх, вы! Народы! -- комсомолец подбоченился, гордо взглянул в сторону Афоньки, взглянул разом на весь сарай и ударил криком в низкий потолок:


-- Даешь овцу?! Кто сознательный?!


-- Я! -- поднялся крестьянин из бедноты, Акинфиев. -- Я самый сознательный и есть! -- Сонное лицо его помято. Он зевнул, сказал: -- Сейчас пымаю, -- и, неуклюже, натыкаясь на людей, направился к выходу. Из дверей заспанным, потным голосом спросил: -- А замест овцы поросенка ежели, сосунка? -- и, не дождавшись ответа, скрылся.


Томительные минуты ожидания прервал Степан Обабкин. Он вскарабкался на бочку, заложил руки в карманы и, повертываясь на каблуках во все стороны, начал:


-- Вот, товарищи, благодаря хождению за овцой можно митинговать о картине, которую рассматривали в упор. Я, будучи комсомольцем молодежи, во всяком разе должен вести агитку, согласно идеологии, как отец учил. Воротимся к зверю. Вот видите, граждане, обратите ваше внимание, какие в царских лесах водятся первоклассные драконы. Вот оно, засилье буржуев! Эти самые буржуи, потрясая кровавыми челюстями и пуская из рабочих кровь, окопались с королями и завладели всем огромадным примечательным зверьем. Называемые рангу-танги, или, по-русски, драконы, ни в какой копчег не влезут! И этими чудовищами владеет преступная кучка буржуазии. Им с таким зверьем, товарищи, жить тепло и не дует. Не надо никаких тракторов, товарищи, ни волкостроев, ежели такого черта обучить пахать. Да этот зверина тыщу вагонов попрет и не крякнет, ежели зацепить за задние лапы. Вот они, паразиты-буржуи, какое окружение делают нашей стране. Долой соглашателей!


Степан Обабкин, маленький и вихрастый, взмахнул рукой и победоносно осмотрелся.


-- Теперь вникните, товарищи, какое же наследие оставила буржуазия пролетариям и нам, крестьянам? Что за звери достались на нашу угнетающую долю? А достались нам, товарищи, замест замечательных допотопных драконов какие-то паршивые объедки с барского стола, какие-то крысы с кротами да хомяками. Вот что с нами делают заграничные банкиры!.. Самый же крупный зверь у нас -- это ведмедь, и тот косолапый, не говоря уже про мировой масштаб. А мясо евоное в рот не возьмешь, даже и в голод. Вот, товарищи, вы теперь очень даже наглядно видите, как нашего брата облапошивает иностранный капитал, какую выдумывает блокаду. Вот где окружение-то, вот где постольку-поскольку зарыто небелужье-то кольцо!.. -- Комсомолец молодежи азартно сплюнул и закричал, потрясая кулаками и клешем -- Но настанет час, товарищи, когда мы с Красным знаменем в одной руке, с ручной бомбой в другой...


-- Товарищ! -- прервал его киноспец. -- За поздним временем -- сядь. Граждане, он ничего не понимает в сценариях. А дело в том, что здесь все искусственно: как первобытный лес, так все дворцы и действующие лица, это все искусственно, то есть не натурально, а сделано в Америке или Германии, в особых павильонах, вам не понять -- в каких, но мы не будем вдаваться в философию. А дракон и подавно не настоящий, таких чудовищ на свете нет, это оптический обман.


-- Ага, обман? -- задирчиво, как дратвой, кто-то протянул. -- Видали, братцы?!


Афонька же широко открыл глаза и позабыл дышать. Нет, врет этот самый гражданин, будто все ненастоящее, врет, врет, людей морочит!..


А киноспец свое:


-- Этот колоссальный дракон сделан из дерева, проволоки и брезента, а сверху выкрашен, -- клевал он носом и поправлял очки. -- В середке же, в брюхе у чудовища и в морде сидят люди, в каждой лапе тоже по человеку для механического восприятия. Эти люди производят там манипуляцию вправо, влево, отчего чучело оживает. Понятно теперь? Я слышал во время сеанса детский голос, что чудовище блюет. Ничего подобного! Он употребляет в пищу только нефть, как физический механизм. А из ран и прочих природных отверстий у него течет красная вода, которую выкачивают спрятавшиеся туда рабочие, когда им крикнут, что, мол, шкура протыкнута, качай, ребята, со всех сил. Значит, тут все основано на иллюзии, на оптическом обмане, и пугаться нечего, как сделал сидящий передо мной старец возле милого мальчишки. Надо только восхищаться полным усовершенствованием и до чего дошла наука в СССР.


-- Врешь, дурак, врешь, -- шептал сквозь слезы Афонька, -- зверь самый настоящий... Врешь!


-- Товарищ киноспец! -- закричал Степан Обабкин, сменяя говорившего. -- Вы мне за поздним временем подали сигнал -- садись, мол, но это абсурд. Я не маленький и спать постольку-поскольку не хочу. Я тоже платил пятиалтынный, заработанный самым кровавым трудом.


-- Вальни, вальни его, Степка, пошибчей! -- сердцем, кровью, безголосно прокричал Афонька. -- Сволочь какая, враль!


-- Я приветствую вас, товарищ киноспец, от имени всего комсомола, как предшествующего оратора, и раз зверь не настоящий, то я извиняюсь, повертываю идеологию и иду дальше. Очень хорошо, что таких зверей на свете нет, а это -- американское чучело, -- сказал Степан Обабкин и взглянул на Афоньку. Тот вдруг опустил голову, замигал и стал колупать скамейку. -- И очень хорошо по двум пунхтам: первый пунхт программы, если такие звери, спаси бог, водились бы в трудящей стране, они сожрали бы весь урожай предыдущих годов. Ведь одному такому дьяволу к ужину тридцать возов сена нужно, окромя пойла и прочих нарпитов. Что касаемо второго пунхта, вникните, товарищи, в положение американских рабочих. Одни рабочие попали чудовищу в ужасные лапы и там сидят, как со строгой изоляцией... А другие рабочие в брюхе корячутся вправо, влево, не имевши кубатуру воздуха. Я вас, товарищи, спрашиваю: нормально это или позор? Ага, вы молчите из полного сочувствия, факт! Вы, товарищи, обратите внимание, ежели читаете газеты, где сидит наш рабочий и крестьянин и где заграничный! Наш сидит летом в Крыму, во дворцах, а заграничный настолько забит буржуями, что лезет в общем и целом во что попало: дракон встретится -- в дракона, черт, искусственный валяется на дороге, он и в черта постольку-поскольку рад залезть благодаря малосознательному затемнению масс. Позор буржуям и всемирным лордам! Бей их, анафемов, как бил голый человек на картинке, хотя одетый рыцарем, а наверняка из трудовой глубокоуважаемой интеллигенции! Как этот оратор... нет, не оратюр, а как его... проткнул пузо анафеме. И примем, товарищи, единогласную резолюцию, чтобы после этого удара у дракона, который есть всемирный буржуй-капиталист, потекла не вода из насоса, а настоящинская кровь, согласуемо идеологии! Я кончил, товарищи...


Степан Обабкин форсисто вынул из кармана аккуратно сложенный платок, ловко встряхнул его и, помахивая в раскрасневшееся, счастливое лицо, соскочил с бочки.


Керосин в лампе выгорал. Конопатый дядя подбавил свету. Слышались утомленные позевки. В двух-трех местах безмятежно похрапывали. Бабы, как белки, лущили семечки, сплевывая шелуху на колени, на головы соседей. В заднем углу парни прищучили девок к стене и жали из них масло, девки повизгивали и пыхтели, сопротивляясь ядреными задами и спинами натиску парней.


Афоньке же хотелось плакать, хотелось броситься на киноспеца, разбить его глазастые очки и бежать без оглядки в лес.


-- А ведь правильно, паршивец, разъяснил, -- грубо упал в шершавое затишье готовый к скандалу голос. -- Комсомолишка-то...


-- Степка -- молодец, с понятием...


Степан Обабкин, публично названный паршивцем, встопорщился, как на червяка галчонок, и уже занес ногу, чтоб с горячей отповедью вскочить на бочку, но его нога миролюбиво опустилась: ведь оскорбивший его обидчик все-таки оказал, что он разъяснил правильно, и это комсомольцу льстило. Он только крикнул, грозно рассекая воздух кулаком:


-- Тут паршивцев в общем и целом нет! -- и сел.


-- Жулик! -- резко отчеканил, как кулик в болоте, тот же голос. -- Наобещал, наобещал, а показал фигу! Тоже, картинки двигательные...


-- Да мы на такие картинки и чхать-то не стали бы. Тьфу! Какой в них прок? Одно непонятное...


-- Чего мелешь! Пес с ней, что непонятная... Зато живая...


-- Лес -- фальшивый, этот окаянный крокодил -- тоже фальшивый, дворцы фальшивые, и господа с царями фальшивые... Тьфу!


У Афоньки пуще заныло сердце, кончик носа стал холодный, словно лед, уши горели.


-- Все фальшивое! -- опять прохрипел скандальный голос. -- А небось денежки с нас требовали не фальшивые... Ишь ты!.. Губа-то не дура... Жулики!


-- Врешь! Очень интересный сеянец. Просим еще посетить...


-- Ах, еще? Кому это желательно еще? Ну-ка, высунь морду на свет. Эй, шапка!


-- Картина -- первый сорт! -- раздались молодые голоса. -- Только вот кольца нету. Где кольцо? Хозяин, а хозяин!


-- Кольцо Нибелунгов, товарищи, -- проблестел очками киноспец, -- оно находится в последней части, оно будет показано в следующий специальный приезд. А то нашему брату, частному предпринимателю, обрезаны права и ленты дают с изъянцем, -- он бросил окурок и притоптал американским сапогом.


-- Правильно! -- поднялся милицейский. -- Товарищи, я как представитель власти должен вас обнадежить так: в газетах получено известие...


-- С живого-мертвого налоги драть?


-- Ничуть не бывало! -- строго боднул головой милицейский. -- Правительство, повернувшись лицом к деревне, хотит образовать правильную постановку через показывание натуральных картин казенным способом, будут агитки показываться, боевики, а также и хорошие картины насчет обработки земли как в России, так и за границей. Это факт!


Степан Обабкин сказал:


-- Выразить благодарность от лица крестьянской бедноты!


-- Просим, просим!


Кто-то засмеялся:


-- Беднота за овцой ушла... Где он, дьявол?!


На светильне нагорела черная шапка. Пахло копотью, онучами, пареной брюквой и деревенской духмяной дремой.


-- А теперь, товарищи, пойдемте спать, -- предложил милицейский. -- Два часа уже...


-- А овцу-то резать? -- всполошились голоса.


-- Эй, сходите кто-нибудь за Акинфиевым!.. Что он, тетерев мохноногий, шутки-то шутит!.. Да карасину бы...


-- Поздно, ну его к чертям с овцой-то... Айда домой!


Зрители проснулись и, позевывая, стали выползать на свежий воздух.


Было темно.


Вдова Агаша Красна ягода напоролась на плетень, разорвала форсистую кофточку в разводах и звонко заругалась в печенку, в селезенку, во всяко место. Парни подсвистывали, гоготали:


-- Эй, Агаша! Иди, заштопаем! -- И, нарушая собачий сон, орали песни.


Кучка человек в пять ради озорства постучала к Акинфиеву. Тот вздул огонь, открыл окно.


-- А овца?! Ты чего же это, лешегон? Какой же ты, к черновой матери, сознательный? Сколь часов порядочных людей заставляешь ждать не жравши. А?


-- Да, бра-а-тцы... Баба не дает, -- виновато прохрипел лохматый Акинфиев, почесывая бороду. -- Говорит, зарежут до смерти, а там судись.


-- Какого ж ты черта!.. Пришел бы, упредил.


-- Да, бра-а-тцы... Нешо не знаете? У меня нет овцы-то...


-- Тьфу! Чтоб те сдохнуть, -- и кучка со злобным смехом удалилась.


Летучая мышь задела крылом белоголового, в белой рубахе Афоньку и беззвучно упорхнула.


Афонька еле двигался, он вел деда за рукав и был подавлен виденным и слышанным. Его душонка была пуста, как вывернутый карман. Эх, Степка, Степка!


-- Ты что в молчанку-то? -- спросил дед, шаркая ногами по невидимой земле.


Афонька вздохнул и продолжал путь молча.


-- Замаялся, что ли? -- опять спросил дед.


-- Так, ничего, -- булькнул-всхлипнул Афонька.


Он много слышал сказок от бабушки, от деда, от товарищей. И душа его, как жаворонок в свете солнца, трепыхала в ребячьих сказочных мечтах. Афонька верил в сказку, как в явь, как в быль. В сказке все живое, настоящее: и Кащей бессмертный, и Конек-Горбунок, и Баба-Яга, и Франциль Винциял, -- все быль и явь. И словно волшебный сон. Афонька, сидя рядом с дедом, увидал в натуре живую сказку: и Змея-Горыныча, и Франциль Винцияла, и бородатых колдунов, и прекрасную Миликтрису Кирбитьевну.


И вею жизнь был бы Афонька по горло счастлив, не открой рта этот очкастый цыган-китаец. Прахом рассыпалась Афонькина мечта, нет на свете сказки и не будет.


И вот, спотыкаясь и сопя, лобастый, вдумчивый Афонька ведет деда в свою душную, маленькую избу, и ему представляется теперь, что и деревня их не настоящая, и лес, и пашня, и небо-- все фальшивое, и люди не настоящие, поддельные, и дед, да, может, и он сам, Афонька. Настоящей же, всамделишной казалась ему лишь одна темная ночь, сквозь которую он тащил упиравшегося деда.


"И чего это сплоховал Степка, дурак? А еще я, говорит, комсомол. Оробел, видно, струсил. Дурак, дурак".


Ночью все крепко спали. Даже милицейский, кот, курицы, петух и киноспец, даже комсомолец Степан Обабкин. Афонька же не мог уснуть. Афонька плакал неслышно, в подушку, крадучись.


Плакал, плакал, а Степка и говорит ему: "Пошто ты это в общем и целом воешь?" -- "Ничего нет на свете взаправдашнего, настоящего", -- пустил пузыри Афонька. "Брось, -- сказал Степка, -- садись скорей"... Афонька сел и -- полетели. Все выше, выше. Глядь -- облака, словно кисель. "Эх, поесть бы", -- подумал Афонька, но ложки не было. "А где же солнышко?" -- спросил он друга. "Ночь еще", -- ответил комсомолец молодежи.


Глядь -- месяц, и совсем будто недалечко, версты два-три: ох, и большой, и светлый! И какие-то жители кирпичом толченым его трут, поплюют-поплюют, да ну тереть тряпицей. "Эго субботник называется, -- пояснил Степка, -- трудповинность".


А кругом звезды так и подмигивают, так и смотрят во все шары на летунов. "Удивительно как", -- улыбнулся Афонька голосом, а самому страшно, сердце мрет. Летят, летят. Города, деревни, пашни, лес. "А это Москва, -- гордо сказал комсомолец молодежи, Степан Петрович Обабкин. -- Кремль видишь? Солнце встает". -- "Солнышко, солнышко!... -- громко закричал Афонька и с тревогой вдруг спросил, как бы спохватившись: -- А он настоящий?" -- "Кто?" -- "Этот самый... Вот летим-то... Ироплан?" -- "Знамо дело -- настоящий, раз вверх летим... И мы с тобой настоящие". Афонька любовно гладит струны: "Настоящий! Милый мой..." -- и чует: трудно дышать от радости, вздыху нет, фу ты... "Держись, садимся!" -- и на землю хлоп. Афонька вздрогнул, открыл глаза и сел.


Белое утро, настоящее. Туман глядит в настоящее окно. У печки мать овсяные блины печет, самые настоящие, со скоромным маслом, и настоящий кот лапой личность промывает. А дед богомолебствует в углу: перекрестит лоб, зад поскребет да в окошко лысиной уставится: проехал кто-то, прошагал.


Афонька улыбнулся, крикнул:


-- Дед, а дедушка!


-- Заспаси-спаси, помилуй... Ну?


-- Я, дедка, -- самый настоящий. И Степка настоящий!.. Степан Петрович.


-- Чего эта-а-а?


-- А ты -- нет... Ты, впрочем и целом, -- так, обман... -- сказал Афонька и стал надевать настоящие портки.


1926



Не пропустите:
Вячеслав Яковлевич Шишков. Кот Васька (рассказ)
Вячеслав Яковлевич Шишков. Мистер Веретенкин (рассказ)
Вячеслав Яковлевич Шишков. "Настюха" (рассказ)
Вячеслав Яковлевич Шишков. "Нечистая сила" (рассказ)
Вячеслав Яковлевич Шишков. Пьяная больница (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru