| |||
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. О вечной любви • Все авторы -> Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. О вечной любви Днем шел дождь. В саду сыро. Сидим на террасе, смотрим, как переливаются далеко на горизонте огоньки Сен-Жермена и Бирофле. Эта даль отсюда, с нашей высокой лесной горы, кажется океаном, и мы различаем фонарики мола, вспышки маяка, сигнальные светы кораблей. Иллюзия полная. Тихо. Через открытые двери салона слушаем последние тоскливо-страстные аккорды "Умирающего Лебедя", которые из какой-то нездешней страны принес нам "радио". И снова тихо. Сидим в полутьме, красным глазком подымается, вспыхивает огонек сигары. -- Что же мы молчим, словно Рокфеллер, переваривающий свой обед. Мы ведь не поставили рекорда дожить до ста лет, -- сказал в полутьме баритон. -- А Рокфеллер молчит? -- Молчит полчаса после завтрака и полчаса после обеда. Начал молчать в сорок лет. Теперь ему девяносто три. И всегда приглашает гостей к обеду. -- Ну, а как-же они? -- Тоже молчат. -- Эдакое дурачье! -- Почему? -- Потому что надеются. Если бы бедный человек вздумал молчать для пищеварения, все бы решили, что с таким дураком и знакомства водить нельзя. А кормит он их наверное какой-нибудь гигиенической морковкой? -- Ну, конечно. Причем жует каждый кусок не меньше шестидесяти раз. -- Эдакий нахал! -- Поговорим лучше о чем-нибудь аппетитном. Петроний, расскажите нам какое-нибудь ваше приключение. Сигара вспыхнула, и тот, кого здесь прозвали Петронием за гетры и галстуки в тон костюма, процедил ленивым голосом: -- Ну что-ж -- извольте. О чем? -- Что-нибудь о вечной любви, -- звонко сказал женский голос. -- Вы когда-нибудь встречали вечную любовь? -- Ну, конечно. Только такую и встречал. Попадались все исключительно вечные. -- Да что вы! Неужели? Расскажите хоть один случай. -- Один случай? Их такое множество, что прямо выбрать трудно. -- И все вечные? -- Все вечные. Ну вот, например, могу вам рассказать одно маленькое вагонное приключение. Дело было, конечно, давно. О тех, которые были недавно, рассказывать не принято. Так вот, было это во времена доисторические, то есть да войны. Ехал я из Харькова в Москву. Ехать долго, скучно, но человек я добрый, пожалела меня судьоа и послала на маленькой станции прехорошенькую спутницу. Смотрю -- строгая, на меня не глядит, читает книжку, конфетки грызет. Ну, в конце концов, все-таки разговоридись. Очень, действительно, строгая оказалась дама, Чуть не с первой фразы объяснила мне, что любит своего мужа вечной любовью, до гроба, аминь. Ну что-же, думаю, это знак хороший. Представьте себе, что вы в джунглях встречаете тигра. Вы дрогнули и усумнились в своем охотничьем искусстве и в своих силах и вдруг тигр поджал хвост, залез за куст и глаза зажмурил. Значит струсил, ясно. Так вот эта любовь до гроба и была тем кустом, за который моя дама сразу же спряталась. Ну, раз боится, нужно действовать осторожно. -- Да, говорю, сударыня, верю и преклоняюсь. И для чего, скажите, нам жить, если не верить в вечную любовь? И какой ужас непостоянство в любви. Сегодня романчик с одной, завтра -- с другой, уж не говоря о том, что это безнравственно, но прямо даже неприятно. Столько хлопот, передряг, то имя перепутаешь -- а ведь они обидчивые все, эти "предметы любви". Назови нечаянно Манечку Сонечкой, так ведь такая начнется история, что жизни не рад будешь. Точно имя Софья хуже, чем Марья. А то адреса перепутаешь и благодаришь за восторги любви какую-нибудь дуру, которую два месяца не видел, а "новенькая" получает письмо, в котором говорится в сдержанных тонах о том, что, к сожалению, прошлого не вернуть. И вообще, все это ужасно, хотя я, мол, знаю, конечно, обо всем этом только понаслышке, так как сам способен только на вечную любовь, а вечная пока что еще не подвернулась. Дама моя слушает, даже рот открыла. Прямо прелесть, что за дама. Совсем приручилась, даже стала говорить "мы с вами". -- Мы с вами понимаем, мы с вами верим. Ну и я, конечно, "мы с вами", но все в самых почтительных тонах, глаза опущены, в голосе тихая нежность, словом, "работаю шестым номером". К двенадцати часам перешел уже на номер восьмой, предложил вместе позавтракать. За завтраком совсем уже подружились. Хотя одна беда -- очень уж она много про мужа говорила, все "мой Коля, мой Коля", и никак ее с этой темы не свернешь. Я, конечно, всячески намекал, что он ее не достоин, но очень напирать не смел, потому что это всегда вызывает протесты, а протесты мне были не на руку. Кстати, о руке -- руку я у нее уже целовал вполне беспрепятственно и сколько угодно, и как угодно. И вот подъезжаем мы к Туле и вдруг меня осенило: -- Слушайте, дорогая! Вылезем скорее, останемся до следующего поезда! Умоляю! Скорее! Она растерялась. -- А что же мы тут будем делать? -- Как -- что делать? -- кричу я, весь в порыве вдохновения. -- Поедем на могилу Толстого. Да, да! Священная обязанность каждого культурного человека. -- Ой, носильщик! Она еще больше растерялась. -- Так вы говорите... культурная обязанность... священного человека... А сама тащит с полки картонку. Только успели выскочить, поезд тронулся. -- Как же Коля? Ведь он же встречать выедет. -- А Коле, говорю, мы пошлем телеграмму, что вы приедете с ночным поездом. -- А вдруг он... -- Ну есть о чем толковать! Он еще вас благодарить должен за такой красивый жест. Посетить могилу великого старца в дни общего безверия и ниспровержения столпов. Посадил свою даму в буфете, пошел нанимать извозчика. Попросил носильщика договорить какого-нибудь получше лихача, что-ли, чтоб приятно было прокатиться. Носильщик ухмыльнулся. -- Понимаем, -- говорит. -- Потрафить можно. И так бестия потрафил, что я даже ахнул: тройку с бубенцами, точно на масляницу. Ну чтож, тем лучше. Поехали. Проехали Козлову Засеку, я ямщику говорю: -- Может, лучше бубенчики то ваши подвязать? Неловко как-то с таким трезвоном. Все-таки ведь на могилу едем. А он и ухом не ведет. -- Это, говорит, у нас без внимания. Запрету нет и наказу нет, кто как может, так и ездит. Посмотрели на могилу, почитали на ограде надписи поклонников: "Быи Толя и Мура", "Были Сашка-Канашка и Абраша из Ростова". "Люблю Марью Сергеевну Абиносову, Евгений Лукин", "М. Д. и К. В. разбили харю Кузьме Вострухину". Ну, и разные рисунки -- сердце, пронзенное стрелой, рожа с рогами, вензеля. Словом, почтили могилу великого писателя. Мы посмотрели, обошли кругом и помчались назад. До поезда было еще долго, не сидеть же на вокзале. Поехали в ресторан, я спросил отдельный кабинет -- "ну к чему, говорю, нам показываться. Еще встретим знакомых, каких-нибудь недоразвившихся пошляков, не понимающих культурных запросов духа". Провели время чудесно. А когда настала пора ехать на вокзал, дамочка моя говорит: -- На меня это паломничество произвело такое неизгладимое впечатление, что я непременно повторю его, и чем скорее, тем лучше. -- Дорогая! -- закричал я. -- Именно -- чем скорее, тем лучше. Останемся до завтра, утром съездим в Ясную Поляну, а там и на поезд. -- А муж? -- А муж останется как таковой. Раз вы его любите вечной любовью, так не все-ли равно? Ведь это же чувство непоколебимое. -- И, по вашему, не надо Коле ничего говорить? -- Коле-то? Разумеется, Коле мы ничего не скажем. Зачем его беспокоить. Рассказчик замолчал. -- Ну и что-же дальше? -- спросил женский голос. Рассказчик вздохнул. -- Ездили на могилу Толстого три дня подряд. Потом я пошел на почту и сам себе послал срочную телеграмму: "Владимир, возвращайся немедленно". Подпись: "Жена". -- Поверила? -- Поверила. Очень сердилась. Но я сказал: "Дорогая. кто лучше нас с тобой может оценить вечную любовь? Вот жена моя как раз любит меня вечною любовью. Будем уважать ее чувство". Вот и все. -- Пора спать, господа, -- сказал кто-то. -- Нет, пусть еще кто-нибудь расскажем Мадам Г-ч, может-быть вы что-нибудь знаете? -- Я? О вечной любви? Знаю маленькую историю. Совсем коротенькую. Был у меня на ферме голубь и попросила я слугу моего, поляка, привести для голубя голубку из Польши. Он привез. Вывела голубка птенчиков и улетела. Ее поймали. Она снова улетела -- видно, тосковала по родине. Бросила своего голубя. -- Tout comme chez nous, -- вставил кто-то из слушателей. -- Бросила голубя и двух птенцов. Голубь стал caм греть их. Но было голодно, зима, а крылья у голубя короче чем у голубки. Птенцы замерзли. Мы их выкинули. А голубь десять дней корму не ел, ослабел, упал с места. Потом нашли его на полу мертвым. Вот и все. -- Вт и все? Ну, пойдемте спать. -- Н-да, -- сказал кто-то зевая. -- Это птица -- животное, то-есть, я хотел сказать -- низшее животное. Птица не может рассуждать и живет низшими инстинктами. Какими-то там рефлексами. Их теперь ученые изучают, эти рефлексы, и будут всех лечить, и никакой любовной тоски, умирающих лебедей и безумных голубей не будет. Будут все, как Рокфеллеры, жевать шестьдесят раз, молчать и жить до ста лет. Правда -- чудесно? Не пропустите: • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Жених • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Бабья доля • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Кошка господина Фуртенау • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Дон-Кихот и тургеневская девушка • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Два романа с иностранцами Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |