Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Пар


Все авторы -> Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая).

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая).
Пар

В театре было темно. Освещена была только сцена, где шла репетиция.


В партере маленькими группами темнелись актеры, ожидающие своей очереди.


Они еле различали друг друга, говорили шепотом и ежились в своих надетых внакидку шубах.


Гранд-кокет Арвидова щурила сонные глаза, зевала, переспрашивала -- "гм?" и забывала отвечать. Она легла в девять часов утра, а в десять ее уже подняли.


Под рукой Арвидовой, между ее локтем и муфтой, блестели и гасли две близко посаженные круглые пуговицы.


-- Ага, и Тяпка с вами? -- спросил актер Мраков и погладил пальцем между круглыми пуговицами.


Там оказалась мягкая шелковистая шерсть, и холодный, влажный носик ткнул актера в руку.


-- Тяпочка! Тяпочка! Репетировать пришла?


-- Невозможно ее дома оставлять -- визжит без меня целый день и не ест ничего.


-- А уж вам жалко! Какое нежное сердце! Столько народу погубило, а собачонку жаль.


-- Боюсь, что околеет.


-- Ну и околеет -- невелика беда. Муки ада для нее не существуют. У нее вместо души пар. Пуфф! -- и готово.


-- Лучше я ее продам, -- деловито заметила Арвидова. -- Это порода дорогая, чего же ей пропадать.


Собачка забеспокоилась, тихо пискнула и спрятала голову за спиной актрисы.


-- Арвидова! На сцену! -- зычно рявкнул помощник режиссера.


Арвидова вскочила, запахнула шубку и пошла по мосткам, перекинутым через пустой оркестр.


За ней, у самых ее ног, катился, чуть позвякивая крошечными бубенчиками, темный клубочек.


-- Вы входите, простирая руки к Жозефу. Ну!


Арвидова вытянула руки и шагнула вперед.


-- Не так, не так! -- остановил режиссер. -- Ведь вы же умоляете его -- значит, больше движения, рвитесь вперед. Еще раз сначала.


Арвидова вернулась на прежнее место, снова вытянула руки и сделала вперед два шага.


Тихо позвякивая, собачка вернулась вместе с нею и вместе снова выбежала.


-- Лицо! Лицо! Оберните же лицо к тому, с кем вы говорите! Нельзя же смотреть в партер, когда вас сейчас любовник резать будет. Ну-с.


-- "Жозеф, я не виновата!" -- загудела из суфлерской будки голова в вышитой ермолке.


-- Жозеф, я не виновата! -- тоном обиженной институтки повторяла Арвидова, и в тоске заметалась собачка у ее ног.


Драма развертывалась.


Сонная, ленивая героиня медленно поворачивала лицо, похожее на телячью котлету, которой фантазия повара придала форму красивого женского лица.


-- Шевелитесь, Арвидова, шевелитесь! Вы догадываетесь о ловушке. Сердитесь же, черт возьми!


-- "Я знаю, на что вы способны", -- гудит суфлер.


-- Я знаю, на что вы подобны.


-- "Способны".


-- На что вы способны, -- невозмутимо поправляется Арвидова и топает ногой. -- Я ненавижу вас!


-- Ppp... -- поднялась шерсть на спине Тяпки. -- Ррр...


Она вся насторожилась и следила за каждым шагом своей госпожи.


-- Что теперь будет со мной! -- воскликнула при помощи суфлера Арвидова и, бросившись в кресло, зарыдала.


Тяпка вся дрожала и тихо, чуть слышно, повизгивала. Она плакала тоже.


-- Нет, не то! -- остановил режиссер. -- Разве так рыдают! Вздрагивайте плечами. Вот так! Вот так! Вот так!


Арвидова подняла свое сонное лицо, бросилась снова в кресло и снова зарыдала, и тихо, не переставая, визжала собачка.


-- Довольно этих сцен, -- заорал, перекрикивая суфлера, что было довольно трудно, актер Затаканов и, бросившись к рыдавшей, стал бешено трясти ее за плечи.


-- Ррр! -- зарычала Тяпка.


-- Ты убьешь меня! -- вскрикнула Арвидова.


Тяпка, маленькая, всклоченная, нелепая, как обезумевшая от ужаса коричневая шерстяная рукавица, бросилась с громким отчаянным визгом на Затаканова, подпрыгнула, упала и вдруг вцепилась крошечными своими зубками в башмак актера.


Вошедший в роль Затаканов не прервал своей реплики и только лягнул ногой.


Собачка отлетела далеко и, стукнувшись мордой о край суфлерской будки, пролежала несколько мгновений ошеломленная. Поднялась медленно, постояла, опустив голову.


Между тем Арвидова уже поднялась во весь рост и, упав в объятия актера Затаканова, вопила:


-- Так ты меня любишь, Жозеф! О счастье! Ты любишь!


И она обнимала Затаканова и целовала его мимо уха, прямо в воздух, и смеялась не удававшимся ей счастливым смехом.


Тяпка на минутку оторопела и вдруг поняла и, тихо взвизгнув, кинулась к обнимающейся парочке. Она, видимо, отшибла бок, потому что хромала обеими левыми лапами, но тем не менее прыгала вокруг и лаяла коротким счастливым лаем и так сильно виляла хвостом, что даже все тело у нее вихлялось из стороны в сторону.


Своим безумным энтузиазмом, своей восторженной, бьющей через край радостью она дала все, чего не хватало главной героине, и так как участвовала в картине сама, то общее впечатление получилось то, какого требовал режиссер.


-- Ничего, -- сказал он автору. -- Можно не отнимать роли у Арвидовой, она с ней, пожалуй, справится. Последнюю сценку она провела даже с огоньком. Удивляюсь, но должен признать, что она может иногда сыграть с душой.



* * *



Арвидова пообедала в ресторане с поручиком Барским.


Тяпка оставалась дома, прыгала на подоконник, слушала, шевеля ушами, шумы и шорохи, обнюхивала порог и визжала.


Вернувшись, Арвидова бросила Тяпке шоколадинку, которую Тяпка взяла из вежливости и потихоньку засунула под диван -- она не ела шоколада.


Арвидова легла отдохнуть до спектакля и быстро заснула.


Тупое лицо ее с приоткрытым ртом, казалось, внимательно прислушивалось и удивлялось собственному храпу.


На ковре у дивана свернулась колечком Тяпка.


Она долго укладывалась, кружилась на месте -- у нее болел бок. Потом уснула и вздрагивала во сне и тихо, сдавленно лаяла одним горлом, переживая снова и вечно все муки любви, нечеловеческой, преданной, робкой и самозабвенной.



1916



КОММЕНТАРИИ



Пар. Гранд-кокет -- В дореволюционном русском театре "кокет" -- амплуа актрисы, исполняющей роли красивых молодых женщин; "гранд-кокет" -- характер амплуа тот же, но героини старше по возрасту.



Не пропустите:
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Ревность (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Счастье (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Сердце (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Старухи (рассказ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Явдоха (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru