![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Рихарда Штрауса (Richard Strauss) • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Известные немцы
Под влиянием первой поездки в Италию в 1886 году Рихард Штраус пишет симфоническую фантазию "Из Италии", в которой обнаруживает высокое оркестрово-колористическое мастерство. В последующие годы Штраус создает ряд программных симфонических поэм: "Дон Жуан" по поэме Н. Ленау (1888), "Смерть и просветление" по стихотворению А. Риттера (1889), "Макбет" по трагедии Шекспира (1890). В начале 1890-х годов Штраус совершает поездки в Грецию, Египет, Сицилию. Там он работает над первой своей оперой "Гунтрам" на рыцарско-религиозный сюжет (пост. 1894; 2-я ред. пост. 1940). В этом сочинении заметно сильное влияние Вагнера. В последующие годы Штраус продолжает создавать программные симфонические поэмы. Он пишет поэмы "Тиль Уленшпигель" ("Веселые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; по фламандской легенде), "Так говорил Заратустра" (1896, по философскому произведению Фридриха Ницше), "Дон-Кихот" (1898) с солирующей виолончелью, "Жизнь героя" (1899) и др. Рихард Штраус ведет интенсивную дирижерскую деятельность: в Байрёйтском театре он дирижирует оперой Вагнера "Тангейзер", в Мюнхенском - моцартовским оперным циклом. В 1896 году Штраус совершил первую поездку в Россию. Как дирижер он выступал также в Нидерландах, Испании, Бельгии, Англии, Франции, Швейцарии. В 1898-1918 годах Штраус состоял главным дирижером Берлинской оперы, где осуществил постановку тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". В 1905 году в Дрездене впервые поставлена опера Штрауса "Саломея" по драме Оскара Уайльда на библейский сюжет, а в 1909 году там же - опера "Электра" на сюжет античного мифа (либретто Г. Гофмансталя). В другом роде комическая опера Штрауса "Кавалер роз" на текст Гофмансталя (пост. там же в 1911 году), с блеском стилизующая венский быт 18 века. К 1915 году относится сочинение "Альпийской симфонии", в которой изображается восхождение на Альпы. В 1919-1924 годах Рихард Штраус - главный дирижер Венской оперы, где наряду с классическим репертуаром поставил свои оперы "Ариадна на Наксосе" (впервые в 1912 году) и "Женщина без тени" (1919). В годы гитлеровского господства Штраус оставался в Германии. Назначенный на пост президента имперской музыкальной палаты в Берлине, он в 1935 году отказался от этой должности. Конфликт между Штраусом и гитлеровским правительством возник в связи с запрещением его оперы "Молчаливая женщина", написанной в 1935 году на сюжет Стефана Цвейга - писателя еврейского происхождения. Наиболее значительные произведения Рихарда Штрауса - программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Выдающийся талант и мастерство композитора обусловили большие достоинства его музыки: связь с лучшими традициями программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, большой темперамент, увлекательность, ослепительность оркестрового звучания, богатство и разнообразие колорита. Но все это сочетается в ряде случаев с натуралистической внешней иллюстративностью ("Альпийская симфония", "Домашняя симфония"). М. Ю. Миркин. Добавить комментарий к статье • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Известные немцы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |