| |||
Георгий Гапон. "Фигура почти библейского стиля" • Кривое зеркало русской смуты • Биография Гапона • Водолеи (по знаку зодиака) • Знаменитые Георгии Был ли поп Гапон провокатором? «ОН жил одним расположением духа и чувствами. Он сначала действовал, а потом уже осознавал последствия своих действий. Натура сильная и вместе с тем очень слабая, одаренная и в высшей степени импульсивная! Он мог сделать много ложных шагов и потом раскаиваться в них...» Так писал о священнике Георгии Аполлоновиче Гапоне известный политический деятель начала прошлого столетия, ярый антисоветчик Борис Савинков. А мы в нашем случае и с самого начала хотим подчеркнуть: конечно, Гапон личность непростая, но Георгий Аполлонович является, кроме всего прочего, и нашим земляком. От этого и оттолкнемся для ретроспективного взгляда на историческую фигуру, которая потрясла устои самодержавия в начале прошлого века. Родился-крестился он в селе Билыки Полтавской губернии в 1870 году (значит, ровесник Владимира Ульянова-Ленина, и в 1905-м Гапону было только 35). Семья его была приличная, по нынешним меркам даже интеллигентная — отец служил волостным писарем. Георгий закончил духовное училище, потом духовную семинарию в Полтаве. В семинарии восхищался и увлекся в конце-концов толстовством: отказался от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893—96 годах он — земский статистик, дьячок, дьякон. В 1896 году рукоположен в священники, тогда же женился на дочери купца. В 1898-м после смерти жены выехал в Петербург, где при содействии К. П. Победоносцева поступил в Петербургскую духовную академию. Но в следующем году оставил учение по болезни. Однако в 1902 году сдал экстерном экзамены, а в 1903-м — защитил духовную диссертацию... Эффектная внешность и ораторский талант обеспечили ему популярность среди прихожан и неплохие места службы в столице. Потом у Гапона возникли проекты по созданию рабочих домов и колоний, которые он отчаянно попытался «внедрить в жизнь». Но это вызвало недовольство руководителей попечительских учреждений, и Георгий Аполлонович был отстранен Синодом в 1902 году от своих обязанностей. Мотив: «за моральную греховность». Это был просто формальный повод, но он имел под собой и определенные основания. В 1902-м воспитанница детского приюта, в котором служил Гапон, некая Анна Уздалева, стала его гражданской женой (православный священник, напомним, даже после смерти жены не мог вступать в брак повторно). Ораторские и организаторские способности Гапона, его проповеди «о силе рабочего общества» привлекли внимание министра внутренних дел В. К. Плеве. После этого все и началось... Священник Гапон — агент охранки! Безусловный тезис этот кочует по историческим и популярным текстам уже много десятилетий с тех пор, как на деятельность Георгия Аполлоновича обратили внимание высшие полицейские чины империи. Беднягу Георгия Аполлоновича таким и изображают в исторических романах и фильмах. Типичный его «киношный образ» — распатланный, неопрятный бородач в черной сутане. Горящий фанатичный взгляд в начале фильма и — блудливые глазки, когда поп Гапон убегает от выстрелов солдат на Дворцовой площади... Иначе это историческое лицо мы уже не воспринимаем! Гапон же на самом деле был красавцем-мужчиной, удивительно тонким и красноречивым оратором... Да, было так: регистрировали его рабочую организацию, разумеется, и в полиции тоже, — а как же иначе могло быть в те времена, кто мог тогда избегнуть сей процедуры? Всех окружающих в этом случае поразил (некоторых — возмутил) факт: вдруг, откуда ни возьмись, в темной России возникает рабочая организация христианско-демократической ориентации! О Георгии Гапоне говорили, что он имел гипнотический дар. Толпу он действительно мог повести за собой. И даже на баррикады. Но на самом деле он не хотел кровопролития. Священник Гапон был, конечно же, гуманистом — ни одно из свидетельств его современников этого не отрицает. Кроме того, Георгий Аполлонович по натуре был гедонистом, очень привержен жизненным наслаждениям. Один из его современников пишет: «Гапон любил жизнь в наиболее элементарных ее формах. Он любил комфорт, женщин, роскошь и блеск, словом, то, что можно купить за деньги. Но одного этого, конечно ж, было мало, чтобы Георгий Гапон превратился в предателя...» Как, каким образом, даже при всем своем организаторском таланте ему удавалось держать дремучую еще тогда пролетарскую массу под твердым контролем? Если бы только не 9 января... Если бы он не оказался между молотом власти и наковальней первой русской революции... Фактически священник Георгий стал духовным пастырем простого люда Петербурга. Его проповеди о счастье и о том, что счастья не может быть без улучшения условий жизни, сделали его популярным среди рабочих. С ними Гапон проводил практически все свое время. При этом он не стыдился колоть дрова для нуждающихся, раздавать свои средства беднякам и принимать участие в скромных застольях рабочих. С его популярностью не мог конкурировать ни один революционер. Гапоновское «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» было тогда наиболее мощной в столице империи политической силой. Численность «Собрания» выросла с 30 человек в ноябре 1903 года до 1,2 тысячи в сентябре 1904-го. 9 января 1905 года в полдень Гапон вел мирную демонстрацию, шествие к Зимнему дворцу... Во время расстрела демонстрации сам он был спасен, по свидетельству эсера Савинкова, эсером же Рутенбергом, и некоторое время прятался от полиции на квартире писателя Горького. А вечером того же Кровавого воскресенья с измененной внешностью, коротко остриженный, Гапон на квартире произносил пламенные речи перед многочисленной публикой. Но потом он на некоторое время покинул Россию. После бегства за границу в марте 1905-го Гапон был лишен сана и духовного звания. За границей тем не менее он пользовался огромной популярностью. Лев Троцкий говорил о нем, что это была «фигура почти библейского стиля»... Гапон встречался с известными политическими деятелями Франции — Ж. Жоресом и Ж. Клемансо. В Лондоне виделся с вождем анархистов князем Кропоткиным. В мае-июне 1905-го продиктовал свои мемуары, которые были опубликованы и имели успех. Гапон встречался за границей также с Плехановым и Лениным и даже вступил в ряды РСДРП! По поводу слухов о провокаторстве Гапона, будучи в хорошем расположении духа, Ильич писал: «Нельзя, безусловно, исключить мысли, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, но именно Кровавое воскресенье толкнуло его на целиком революционный путь. Мы склоняемся к этому предположению, ведь все факты говорят в пользу его честности и искренности, так как в задачу провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за дальнейшее продолжение восстания» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Том 9. С. 211). До сих пор неясен вопрос: какие конкретные цели преследовал сам священник Георгий Гапон, став вождем стотысячных рабочих масс? Одна из версий и мотиваций его поведения такая. Гапон уже в 1905 году поверил в свою миссию настолько, что думал: вот-вот он сможет стать выдающейся фигурой во всей России и указывать царю... Георгия Аполлоновича вскоре после первого его фатального провала (расстрела демонстрации рабочих) уничтожили его политические конкуренты. Приговором какой-то очень странной «рабочей комиссии» в небольшом поселке Озерки под Питером 28 марта 1906 года Гапона повесили. Позднее возник миф о его «филерстве» и «предательстве». Кому-то это было очень выгодно. Слухи о «нехорошем, распутном и грешном Гапоне» распустили его же палачи. Но почему же потом многие люди поверили в эту басню? Ведь в тогдашней России, в новых, уже конституционных, условиях, гапоновское «Собрание» имело исторический шанс! И кто знает, какой был бы поворот истории государства Российского, если бы не... Если бы батюшка Гапон не был казнен какими-то, довольно темными лицами. Но история не знает сослагательных наклонений! А по поводу грустной кончины Георгия Гапона — еще один маленький штришок. Главным свидетелем якобы «предательского сношения» батюшки с охранкой был некий ученый-испанист Дикгоф-Деренталь. Этот субъект, который втерся в доверие не к террористу, а вовсе даже непротивленцу Гапону, на самом деле был членом эсеровской организации боевиков. После Октябрьской революции его арестовала ЧК как контрреволюционера... Но даже при таком страшном приговоре Деренталь в скором времени был выпущен из-под стражи. Как такое могло произойти по отношению к заклятому врагу советской власти? Может, это был акт благодарности, за содеянную ранее услугу? В тридцатые годы этот загадочный субъект занимался в Москве переводами оперетт. Похожая, довольно благополучная, судьба сложилась в советские времена и у всех других членов «рабочей комиссии», которые казнили отца Георгия в Озерках. Виталий ЦЕБРИЙ журналист (из Полтавы) "Киевские ведомости" Добавить комментарий к статье • Кривое зеркало русской смуты • Биография Гапона • Водолеи (по знаку зодиака) • Знаменитые Георгии Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |